Управленческие решения и их виды

Неотъемлемой частью работы руководителя явля­ется выработка управленческих решений. Почти любое управленческое действие включает принятие ре­шений, и большая часть времени менеджера так или иначе связана с подготовкой, принятием и рационали­зацией управленческих решений.

Умение и искусство принимать решения отличает компетентных менеджеров. Это очень важное умение, которое обеспечивает эффективное развитие органи­зации.

Какими принципиальными соображениями руко­водствуется менеджер, приступая к выработке при­нятия решения?

·Проблему необходимо осмыслить на основе досто­верной информации.

· Проанализировать варианты решения проблемы (а иногда и невозможные варианты).

· Привлечь к подготовке решения необходимый круг специалистов.

· Построить модель решения проблемы, определить ее исполнителей

• Учесть возможные последствия выполнения, не­полного выполнения и невыполнения решения.

• Определить объем, вид, способы и сроки передачи информации о принятом решении.

· Продумать способы контроля и обратной связи по ходу выполнения решения.

Таким образом, решение - это всегда осмысление проблем и выбор альтернативы, направления действия для разрешения проблемы.

Количество решений, принимаемых менеджерами, огромно, и они связаны с необходимостью воздействий на объект управления с тем, чтобы перевести его в желаемое состояние.

При осуществлении функций управления менеджер принимает решения о целях деятельности, необходи­мых ресурсах, способах достижения поставленных за­дач; о структуре производства и управления, создании новых или упразднении существующих подразделе­ний, об организации производственного процесса, труда рабочих и специалистов; об организации и проведе­нии контроля, деятельности исполнителей, оценке фи­нансового состояния предприятия, оценке исполнения стратегической концепции предприятия и другие ре­шения.

Управленческие решения делятся по ряду призна­ков. В зависимости от того, в какой руководящей инстанции принимается решение, оно бывает:

· высшего уровня;

среднего уровня;

· низшего уровня.

Основой того, кто в организации какие решения принимает, становится простое соотношение: чем шире масштаб решения, тем выше уровень управления, от­вечающий за его принятие.

Дифференциация по предмету выделяет:

• концептуальные решения;

·исполнительские решения.

Концептуальные решения определяют принципи­альные аспекты развития предприятия. Они охваты­вают практически все предметные функции менедж­мента: формирование целей, планирование, организа­цию и контроль. Концептуальные решения требуют особо тщательного обоснования и предусматривают чаще всего проведение специальных исследований. Ис­полнительские решения носят рутинный характер и направлены па обеспечение выполнения прежде всего отдельных позиций концептуальных решений. Если концептуальные решения относятся к деятельности высшего менеджмента на предприятии, то исполни­тельские решения подготавливаются и осуществляются многочисленным аппаратом среднего и нижнего ме­неджмента.

По решаемым задачам различают:

1)информативные решения, которые имеют целью оценить получаемую информацию;

2)организационные, которые призваны установить необходимую структуру управления;

3)оперативные, это решения на действия: «Как дей­ствовать?».

По степени охвата проблемы решения бывают:

· выборочные, когда рассматривается какой-либо аспект проблемы;

·систематические, когда рассматривается вся про­блема.

В зависимости от того, в какой сфере деятельнос­ти организации решаются проблемы, решения под­разделяются на:

·производственные (технические и технологические);

·сбытовые и снабженческие (маркетинговые);

·финансовые;

· плановые;

·кадровые

· и др.

 

По формам принятия решения подразделяют на:

·единоличные - решение принимается руководите­лем без обсуждения с другими лицами;

·коллегиальные - проблему обсуждают специали­сты, но решение формулируется руководителем; он же несет ответственность за принятое реше­ние:

·коллективные - решение принимается коллекти­вом или на основе голосования, и ответствен­ность лежит на всем коллективе.

По принципам выработки решений они делятся на:

запрограммированные (алгоритмические), их обо­снование производится по определенным прави­лам-алгоритмам. Они допускают строгую фор­мализацию. Часто такие решения, по сути, уже предрешены обстоятельствами, и нужно лишь найти способы его реализации;

незапрограммированные (эвристические). Они, как правило, возникают в случаях изменения об­становки, условий или в экстремальных ситуа­циях. Такие решения вырабатываются нефор­мальным, творческим путем.

 

По характеру исходной информации решения бывают:

• в условиях определенности (полной информации);

в условиях неопределенности (неполной инфор­мации).

Надо сказать, что большинство сложных решений приходится вырабатывать в условиях неполной ин­формации, ведь среда, в которой фирма функциони­рует, постоянно меняется. К тому же решение всегда нацелено в будущее, а будущее содержит элемент не­определенности, поэтому нет возможности точно оп­ределить результат от принятого решения. В связи с этим принятие и реализация решения сопряжены с риском.

Риск - это действие на удачу, в надежде на благоприятный исход; угроза полной или частичной потери материальных, финансовых, кадровых ресурсов и ре­зервов, имиджа. Риск - это нормальная ситуация для менеджера в условиях неопределенности.

По методам решения проблем различают решения:

·основанные на интуиции;

·основанные на знаниях и здравом смысле;

• основанные на рационализме;

·основанные на комбинации подходов.

Интуитивное решение в большей степени основа­но на своего рода «озарении», собственном ощущении и многолетнем опыте руководства. Решения, приня­тые на основе суждения, сходны с интуитивными, но предполагают наличие глубоких профессиональных знаний и осмысления ситуаций, использования про­шлого опыта, опору на здравый смысл. Человек су­дит о настоящем на основании результатов прошлых сходных ситуаций. Поскольку многие ситуации в орга­низации имеют тенденцию к повторению, то сужде­ния в принятии решений всегда приносят пользу. Ре­шения на основе суждения принимаются быстро и не требуют никаких дополнительных затрат.

Рациональ­ные - это те решения, которые принимаются на ос­нове глубокого и объективного анализа проблем. Наи­больший эффект принятия важных управленческих решений дает сочетание опыта, знаний, интуиции менеджера и использование научного подхода с его современными технологиями выработки и принятия управленческих решений.

Считается, что при принятии управленческих ре­шений особенно ярко проявляется особенность менед­жмента как науки и искусства управления.

Решение принимает человек, поэтому решение представляет собой волевое действие и способ его вы­полнения. В зависимости от личности руководителя характер решений может быть различным. Менеджер уравновешенный, спокойный, критичный к себе принимает, как правило, уравновешенные, или осторож­ные, решения. Недоверчивые, скептически настроен­ные люди склонны принимать инертные решения. Хо­лерики легко генерируют различные идеи и принима­ют импульсивные, и даже рискованные решения.