Виды карьеры.

Карьера — это сложное и многообразное явление, которое имеет несколько разновидностей. Принято различать админи­стративную (управленческую) и профессиональную карьеру, а также вертикальную и горизонтальную карьеру.

Административная карьера - это карьера, которую делает лю­бой руководитель. Другими словами, административной карьерой на­зывают продвижение вверх по управленческой иерархии. Например, начальник цеха при условии хорошей работы со временем может стать заместителем директора или даже директором предприятия, а обычный продавец — начальником торгового отдела.

Продвигаясь вверх по служебной лестнице, руководитель приобре­тает новые права, участвует в принятии не текущих, а более важных стратегических решений, определяющих развитие организации на бо­лее длительные сроки. Чтобы понять характер этого изменения, доста­точно сопоставить обязанности директора магазина и директора тор­говой сети, мэра города, губернатора и президента.

От административной карьеры следует отличать профессиональ­ную карьеру — изменение профессионального статуса работника. Например, в высших учебных заведениях преподаватель начинает ра­ботать как ассистент, затем становится просто преподавателем, затем - старшим преподавателем, доцентом и, наконец, профессором. Все эти должности не предполагают ни расширения прав, ни особых изменений в характере выполняемой работы: по существу преподаватель остает­ся преподавателем. Однако, получая очередное звание, преподаватель получает своего рода официальное признание его заслуг и высокого профессионального уровня.

Профессиональная карьера имеет место также в том случае, когда человек меняет не только место работы, но и профессию. Например, человек, который длительное время занимался преподаванием, может сменить сферу деятельности и стать предпринимателем. В этом случае он также сделал профессиональную карьеру. Не важно, изменилось ли его социальное положение; важно, что он просто сменил работу.

Вертикальная карьера - это карьера в собственном смысле сло­ва, то есть продвижение с более низких на более высокие ступени «служебной лестницы», то есть организационной иерархии.

Горизонтальная карьера - это такое изменение положения ра­ботника, при котором он просто меняет свои занятия, не повышая и не понижая своего положения в организации.

Горизонтальная карьера - очень важное средство поощрения ра­ботников. Данный тип карьеры получает все более и более широкое распространение в практике зарубежных компаний. Случается, что ру­ководство не имеет возможностей повысить работника, например, из-за того, что нет свободной должности, или из-за того, что возможности повышения исчерпаны (руководство не уверено, что работник спосо­бен справиться с обязанностями, которые должен выполнять более высокопоставленный сотрудник). Подобные ситуации вполне естественны, тем более что количество должностей высшего звена всегда крайне ограничено.

Существует две основные формы горизонтальной карьеры: «кару­сель» и «обогащение труда».

«Карусель» представляет собой перемещение (как правило, вре­менное) работника из одного подразделения в другое, где ему прихо­дится выполнять обязанности, качественно отличающиеся от тех, к ко­торым он привык. При этом права и уровень заработной платы обыч­но сохраняются. Такая форма горизонтальной карьеры вполне про­дуктивна, поскольку позволяет работнику почувствовать себя «в шку­ре» своих сотрудников, с которыми ему приходится иметь дело, и при­обрести более широкий взгляд на вещи.

В США «карусель» как форма горизонтальной карьеры добро­вольна. В Японии этот метод используется в основном как обязатель­ный при подготовке молодых сотрудников. В практике российских пред­приятий используются обе формы. Нередко работника, взятого на кон­кретную должность, за относительно короткий срок специально «про­водят» через самые разные подразделения предприятия для того, что­бы он лучше представлял себе специфику его деятельности. Такая форма используется также для проверки деловых качеств, способности адаптироваться и учиться у недавно нанятого работника.

«Обогащение труда» предполагает постепенное расширение обя­занностей за счет

1) участия в разнообразных комитетах,

2) временного исполнения обязанностей более высокой должнос­ти (вплоть до временного замещения начальства),

3) предоставления возможности проводить научные исследования,

4) назначения наставником для молодых работников,

5) чередования типов выполняемой работы. В последнем случае речь может идти как о расширении обязанностей в рамках должности, так и о временном исполнении обязанностей, предписываемых другой должности.