Театральная антреприза Беларуси: генезис, история и современность

Антреприза — частное зрелищное предприятие (театр, цирк и т.д.), созданное и возглавляемое антрепренером (импресарио, продюсером) и предусматривающее участие в спектаклях актеров из различных театров, собранных на время работы над постановкой. Антреприза охватывает все хозяйственные вопросы, связанные с публичным исполнением (подготовку помещения, театральных и концертных принадлежностей, продажу билетов и пр.), при чем вся работа по устройству представления производится антрепренером за его счет.

В ее истории (конец 18 – нач. 20 вв.) можно выделить несколько этапов:

1. польские антрепризы Л. Перожинского, Д. Моравского, М. Кажиньского, С. Дешнер, А. Жуковского

2. русских театральных антреприз А. Невского, П. Павлова, Е. Беляева, П. Волховского и др.

3. украинских театральных антреприз М. Кропивницкого, М. Старицкого, М. Садовского и др.

4. еврейских театральных антреприз Г. Шварца и А. Розенфельда, Г. Гольдфадена, Р. Гиршбейна и др.

5. белорусские коллективы конца XIX – начала XX века под руководством И. Буйницкого, Ф. Ждановича, Ф. Алехновича, В. Голубка

Конец XVIII века отмечен появлением польской театральной антрепризы. Особенность антрепризного движения в этот период характеризуется его параллельным существованием с магнатским частновладельческим театром. Владельцы крепостных театров приглашали работать иностранных актеров или целые труппы, заключая с ними договор на один или несколько сезонов. Расцвет театральной антрепризы в Беларуси пришелся на вторую половину XIX века и связан с деятельностью собственно русских театральных коллективов.

Спецификой экономической организации такого театра (в отличие от крепостного) являлась его самоокупаемость. Если приглашаемые магнатами антрепризные коллективы получали деньги независимо от качества постановок и зрительского спроса, то для новой формы рентабельность была элементарным условием выживания. Не располагая твердым бюджетом, театральная антреприза в Беларуси пребывала в непосредственной зависимости от кассового сбора. «Дело» чаще всего велось лишь на средства, вырученные от спектакля. Антрепренеру было необходимо окупить предварительные затраты в самый короткий срок, чтобы осуществлять дальнейшую деятельность.

Существовало два варианта гастрольной деятельности антрепризы. В первом случае импресарио приезжал в какой-нибудь уездный город с коллективом из восьми-десяти человек и работал там в течение сезона. Во втором случае в провинциальный театр приглашалась «прима». Актер или актриса приезжали со своими предложениями и трактовками пьес (так как режиссуры в современном понимании этой профессии в то время не было), и труппа подстраивалась под «театральную звезду». Как правило, актеры местных театров знали все роли классического репертуара наизусть, и им не составляло большого труда сыграть спектакль с приглашенным актером после одной репетиции.

С начала 1990-х гг. начинается процесс своеобразного возрождения театральной антрепризы, прекратившей свое существование на территории Беларуси в 20-х годах ХХ века, после национализации всех театральных объединений.

Современная театральная антреприза Беларуси существует в двух вариантах. «Привозные» театральные проекты из Москвы и Санкт-Петербурга: два-три актера, хорошо известных белорусскому зрителю по работам в кино и на телевидении. И собственно белорусские театральные проекты: антрепризы «Театральные звезды» (под руководством М. Абрамова), «Белорусские сезоны» (под руководством Е. Волобоева), «Виртуозы сцены» (под руководством В. Ушакова), в 2004 году переросшая в Современный художественный театр и др.

Белорусская театральная антреприза – это коллектив единомышленников, состоящий из актеров и режиссеров, объединенных желанием заниматься творчеством вне рамок государственного театра. Репертуар антрепризы формируется с учетом предпочтений режиссера, запросов времени, вкусов и ожиданий публики. Именно характер репертуарного предложения является одним из факторов роста посещаемости спектаклей и соответственно и прибыльности театрального предприятия.

Характерные стратегии уникальности спектаклей театральной антрепризы проявляются в выборе белорусскими режиссерами драматургического материала: пьеса с “кричащим” названием или интригующим сюжетом (“Танго втроем”, “Стриптиз”, “Прикосновение”).

Антреприза – это система «звезд» - С. Журавель, В. Манаев, З. Белохвостик – продаваемые имена 1990-х гг. Режиссеры: Н. Пинигин, В. Еренькова, М. Абрамов

Белорусская антреприза представлена всеми театральными жанрами, за исключением классических оперы и балета. Причем большинство функционирующих театров находятся на жанровой границе: постановки насыщаются приемами пантомимы, клоунады, экспериментальными танцевальными импровизациями с использованием литературно-музыкального материала. Создаются своеобразные художественные симбиозы – по примеру спектаклей режиссера П. Адамчикова (“Больше, чем дождь...”, “Балаганчик”).

Специфику работы коллективов театральной антрепризы определяет и тот факт, что в создании спектаклей участвуют приглашенные из государственных театров актеры, режиссеры, художники и т.д. Уровень занятости данных работников в стационарных коллективах является решающим в планировании проката постановок антрепризы.