Современная народно-сценическая хореография.

 

На древней территории Беларуси народное творчество «развивалось в постоянной борьбе с церковью, а иногда и с княжеской властью» которые враждебно относились к фольклору, видя в нем недопустимую политическую сатиру, как, впрочем, и в наши дни. Поэтому «на протяжении столетий представители церкви выступали с суровым и резким обличением «бесовских» народных обычаев», осуждали «плясание, гудение и плескание» на свадьбах у «меньших людей».

В XII в. епископ Кирилл Туровский в своих «Поучениях» выступает против скоморохов, «плясания еже на пиру, на свадьбах и в павечерницах» . Скоморохи — бродячие актеры древней Беларуси, впервые упоминаемые летописью в 1068 г., были любимы народом. Поговорка «Всякий пляшет, да не как скоморох» утверждает репутацию скоморохов как умелых исполнителей танцев.

На протяжении длительного времени белорусский танец был малоизвестен даже на родине и редко выходил за пределы деревни. В высшем обществе белорусское народное искусство считали недостойным аристократических особ.

В появлении и популяризации белорусских народных танцев на сценических площадках не только Беларуси, но и за ее пределами большая заслуга труппы Игната Буйницкого — талантливого самородка, создавшего в 1907 г. белорусский народный театр, в котором сам Буйницкий принимал участие как режиссер, актер и танцор. В концертах исполнялись народные песни и танцы под аккомпанемент традиционной «траістай» музыки — скрипки, цимбал и дуды. В репертуаре труппы Буйницкого насчитывалось более десятка танцев («Лявоніха», «Юрка», «Верабей», «Мяцеліца», «Гняваш», «Мельнік», «Антошка», «Чобаты», «Качан», «Чабор», «Барыня», «Полька» и др.).

В сценической интерпретации народных танцев И. Буйницкий почти не отходил от фольклорной основы. 3. Бядуля в одной из своих статей писал: «Иллюстрируя пару десятков народных танцев, И. Буйницкий придавал им только особую живость и бойкость, но не модернизировал их никакими новыми штрихами... Они остались как бы сырым этнографическим материалом. Буйницкий это делал сознательно. Он очень идеализировал народное творчество и считал преступлением отходить в сторону от духа этого творчества». С 1910 г. труппа И. Буйницкого разъезжала по Беларуси, пропагандируя белорусское сценическое искусство, народную хореографию. Труппа побывала также в Петербурге и Варшаве. Выступлениям труппы сопутствовал неизменный успех, неоднократно отмечавшийся в печати.

Белорусские народные танцы постепенно входят в белорусскую литературу и драматургию XIX в. Так, в анонимной поэме «Тарас на Парнасе» упоминаются «Лявоніха», «Мяцеліца», «Казачок», в драме «Сялянка» В. Дунина-Марцинкевича «Мяцеліца» выходит на сцену, а в его поэме «Гапон» упоминается танец «Бычок».

Я. Купала в пьесе «Паўлінка» ярко показал, как простая белорусская девушка горячо отстаивает свой, народный танец «Лявоніху», противопоставляя его «модным» танцам шляхтича Адольфа Быковского. Танцевальное творчество занимает важное место в фольклоре белорусского народа. В нем отражены история народа, его быт и труд.

Искусство танца постоянно развивается. Движения танца, переходившие из поколения в поколение, с изменением социально-бытовых условий жизни народа нередко видоизменяются и усложняются, приобретая новый характер исполнения. Движения, заимствованные из танцев других народов, сливаются с доминирующим национальным стилем и расширяют выразительные возможности хореографической лексики.

Многие современные балетмейстеры успешно работают над обработкой и стилизацией белорусского хореографического фольклора. В процессе такой обработки появляются яркие, неповторимые народно-сценические танцы. В самодеятельных коллективах Беларуси работают известные балетмейстеры-постановщики: Н. Дудченко, Е. Гутман (образцовый ансамбль танца «Зубренок»), С. Александров (образцовый ансамбль танца «Жавороночки»), Л. Тушинский (Народный ансамбль танца «Вязынка»), И. Богданович (образцовый ансамбль танца «Белорусочка»), О. Звир (народный ансамбль танца «Радуга») и др.

Народно-сценический танец на профессиональной сцене представлен такими выдающимися коллективами как: Государственный ансамбль танца Республики Беларусь худ. рук. В. Дудкевич, балетмейстер-постановщик А. Алешкевич; Белорусский государственный заслуженный хореографический ансамбль «Хорошки» худ.рук. В. Гаевая; Ансамбль песни, музыки и танца «Белые росы» худ.рук. В. Чичина; Ансамбль танца, музыки и песни «Талака» худ.рук. Н. Подоляк.