Международная торговля и торговая политика.

Международная (внешняя торговля) - древняя и традиционная форма международ­ных экономических отношении.

В целом за период с конца XIX до начала XX в. мировая торговля развивалась до­вольно быстрыми темпами - в среднем 3,5% в год.

Внешняя торговля оценивается с помощью базовых понятии экспорта, импорта и внешнеторгового оборота. Экспорт - это количество товаров (в натуральном или стоимо­стном измерении), вывезенных из страны. Импорт - это количество товаров (в натураль­ном или стоимостном измерении), ввезенных и страну из-за границы. Вся сумма экспорта и импорта страны представляет ее внешнеторговый оборот. Если обозначить внешнетор­говый оборот В, экспорт Э, импорт И, то формула оборота внешней торговли В = Э + И. При этом следует помнить, что оборот внешней торговли страны рассчитывается в стои­мостных единицах, поскольку включает разнородные товары, не сопоставимые в нату­ральном измерении. По отдельным товарам можно измерить экспорт и импорт в нату­ральных единицах (штук, тонн, метров).

Весьма важным понятием является баланс внешней торговли. Если обозначить ба­ланс внешней торговли страны Б, то формула баланса внешней торговли:

Б = Э-И

Баланс внешней торговли может иметь положительную или отрицательную вели­чину, и редко сводится к нулю. Соответственно можно говорить о положительном или от­рицательном сальдо торгового баланса страны. Отрицательное сальдо торгового баланса означает возникновение пассивного торгового баланса. И, наоборот, положительное саль­до характеризует активный торговый баланс страны.

Противоречивое влияние внешней торговли на экономику создало два противопо­ложных подхода к ее развитию:

1. Протекционизм

2. Защита свободы торговли

 

Протекционизм - экономическая политика государства по защите внутреннего рынка. Заключается в системе мер по ограничению и контролю внешнеторговой деятельности, по стимулированию экспорта.

Свободная торговля - это движение товаров через границу без всяких ограниче­нии.

Практическим инструментом политики протекционизма является таможенное регу­лирование внешней торговли. Существуют две основные группы методов протекционизма:

1) таможенно-тарифные,

2) нетарифные.

Таможенно-тарифные методы предполагают установление и взимание различных таможенных пошлин с внешнеторговой деятельности. Нетарифные методы, которых на­считывается до 50, связаны с установлением различных запретов, квот, лицензий и огра­ничении в сфере внешнеторговой деятельности.

Таможенная пошлина - это косвенный налог, который взимается за товар, ввози­мый или вывозимый из таможенной территории.

.

По способу начисления пошлины могут быть: 1) адвалорные; 2) специфические; 3) комбинированные.

Меры нетарифного регулирования весьма разнообразны. Импортная квота - это количество иностранного товара, которое может быть вве­зено в страну в течение определенного периода времени.

Кроме квот, в настоящее время довольно широко применяются специальные барь­еры: жесткие требования к технической безопасности товаров, санитарные и экологиче­ские стандарты, требования к таре и упаковке. Сегодня под действие нетарифных барье­ров попадает около 27% всего импорта промышленно развитых капиталистических стран, в США - 42% импорта.

Особое место в системе протекционистских мер занимает стимулирование экспор­та. В отношении стимулирования экспорта чаше всего применяется политика субси­дирования. Кроме субсидирования, к числу методов внешнеторговой политики относится дем­пинг. Демпинг - это международная дискриминация в ценах. В этой ситуации экспорти­рующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом. Разбойничьим демпингом называется временное установ­ление низких цен, направленное на вытеснение конкурента с данного рынка, с последую­щим восстановлением уровня цен. Постоянный демпинг продолжается неограниченное время.

Специальный режим таможенных пошлин применяется в отношении товаров из развивающихся стран. Кроме тарифных методов, Россия применяет квотирование и лицензионный поря­док экспорта и импорта определенных товаров. Нетарифные методы распространяются на все страны, включая страны СНГ.