Современные мировые тенденции в развитых странах, влияющие на становление и развитие воспитания и обучения
1. Технократизм и гуманизм как полярные ориентации.
2. Дехристианизация и дегуманизация мира. Возрождение мистики и оккультизма.
3. Возрождение идей фрейдистского и неофрейдистского понимания человека в воспитании.
4. Развитие гуманистической психологии и сближение педагогических и психотерапевтических подходов к воспитанию в русле гуманистической концепции (К. Роджерс, А. Маслоу).
5. Экологический кризис и задачи природосообразного воспитания.
6. Переход многих стран на уровень информационных обществ и в связи с этим рост теоретических знаний. Возрастание роли высоких информационных технологий.
7. Усиление автономизации индивида в обществе. Изменение требований к образованию. Возрастание мотивационного значения творческой самореализации.
8. Ослабление роли традиций.
9. Кризисные процессы в семье.
Идейная база современной зарубежной педагогики постоянно обновляется и корректируется. К числу заметных дидактических концепций в западной педагогике можно отнести традиционную парадигму, рационалистическую модель и феноменологическое направление.
Перед мировым сообществом стоит глобальная цель - определить иерархию проблем и приоритетов воспитания исходя из общечеловеческих ценностей. В число таких приоритетов и проблем входят воспитание толерантного (от лат. tolerantla - терпение) отношения к иным расам, религиям, социальным устройствам и культурным традициям; личностных высоконравственных качеств; чувства сострадания и готовности помогать другим людям; воспитание во имя мира. В каждой стране подобные приоритеты и проблемы рассматриваются сквозь призму национальных и общественных особенностей.
На рубеже 1980-1990-х гг. закончилась глобальная идеологическая конфронтация, в результате чего в воспитание были внесены серьезные коррективы в духе идей международного сотрудничества и мира.
Продолжается полемика по проблеме воспитание и политика.
***
После распада Советского союза Казахстан получил возможность выстраивать не только собственную политику в целом, но и политику в области образования, а также укреплять и развивать само образование, которое по многим экспертным оценкам значительно стало отставать от требований времени. В 1992 был принят 1-ый Закон Республики Казахстан об образовании. Затем вышли Законы об образовании 1997 и 2007 годов. Государство гарантирует приоритетное развитие системы образования, которое рассматривается как непрерывное, провозглашается научный характер образования, его правовая и экологическая направленность, независимость от политических и идеологических воздействий, препятствующих получению объективных знаний. Была определена программа развития образования до 2015 года. 14 декабря 2010 года в центральных газетах была опубликована «Программа развития образования в РК на 2011-2020 годы», в которой определены приоритетные направления, стратегия дальнейших действий государства по укреплению и модернизации системы образования.