Современные мировые тенденции в развитых странах, влияющие на становление и развитие воспитания и обучения

1. Технократизм и гуманизм как полярные ори­ентации.

2. Дехристианизация и дегуманизация мира. Воз­рождение мистики и оккультизма.

3. Возрождение идей фрейдистского и неофрей­дистского понимания человека в воспитании.

4. Развитие гуманистической психологии и сбли­жение педагогических и психотерапевтичес­ких подходов к воспитанию в русле гуманис­тической концепции (К. Роджерс, А. Маслоу).

5. Экологический кризис и задачи природосообразного воспитания.

6. Переход многих стран на уровень информа­ционных обществ и в связи с этим рост тео­ретических знаний. Возрастание роли высо­ких информационных технологий.

7. Усиление автономизации индивида в обще­стве. Изменение требований к образованию. Возрастание мотивационного значения твор­ческой самореализации.

8. Ослабление роли традиций.

9. Кризисные процессы в семье.

 

Идейная база современной зарубежной педагогики посто­янно обновляется и корректируется. К числу заметных дидактических концепций в западной педа­гогике можно отнести традиционную парадигму, рационалисти­ческую модель и феноменологическое направление.

Перед мировым сообществом стоит глобальная цель - определить иерархию проблем и приоритетов воспитания исхо­дя из общечеловеческих ценностей. В число таких приоритетов и проблем входят воспитание толерантного (от лат. tolerantla - терпение) отношения к иным расам, религиям, социальным ус­тройствам и культурным традициям; личностных высоконрав­ственных качеств; чувства сострадания и готовности помогать другим людям; воспитание во имя мира. В каждой стране по­добные приоритеты и проблемы рассматриваются сквозь призму национальных и общественных особенностей.

На рубеже 1980-1990-х гг. закончилась глобальная идеоло­гическая конфронтация, в результате чего в воспитание были внесены серьезные коррективы в духе идей международного сотрудничества и мира.

Продолжается полемика по проблеме воспитание и по­литика.

 

***

После распада Советского союза Казахстан получил возможность выстраивать не только собственную политику в целом, но и политику в области образования, а также укреплять и развивать само образование, которое по многим экспертным оценкам значительно стало отставать от требований времени. В 1992 был принят 1-ый Закон Республики Казахстан об образовании. Затем вышли Законы об образовании 1997 и 2007 годов. Государство гарантирует приоритетное развитие системы образования, которое рассматривается как непрерывное, провозглашается научный характер образования, его правовая и экологическая направленность, независимость от политических и идеологических воздействий, препятствующих получению объективных знаний. Была определена программа развития образования до 2015 года. 14 декабря 2010 года в центральных газетах была опубликована «Программа развития образования в РК на 2011-2020 годы», в которой определены приоритетные направления, стратегия дальнейших действий государства по укреплению и модернизации системы образования.