Онлайновый и офлайновый режимы – едины и неделимы.
Приведем несколько примеров. Например, одна из PR-структур решила привлечь к обсуждению налогового законодательства средних и мелких предпринимателей, когда-либо компетентно выступавших на эту тему. В качестве источников берутся материалы соответствующих круглых столов, конференций, а также публикации в СМИ, поиск по которым ведется по текстовой базе данных. По этим источникам определяется круг людей, чьи критика и предложения, а также практический опыт могут оказаться полезными организаторам обсуждения. В этот круг через статью в районной газете попадает хозяйка небольшого заводика по переработке молочных продуктов из малоизвестного села в Центральном федеральном округе. Далее перед поисковиком ставится задача в течение нескольких часов связаться с хозяйкой предприятия и пригласить ее участвовать в дискуссии. Маленькое хозяйство не фигурирует в общедоступных каталогах и справочниках, но по телефону удается связаться с районной газетой, опубликовавшей статью. Однако журналист, готовивший материал, отсутствует, а контактная информация в редакции не сохранилась. Тогда поисковик просит в редакции телефон любого продуктового магазина в районе и, дозвонившись, узнает, что упомянутый молочный заводик действительно поставляет туда свою продукцию. Но директора, у которого имеются координаты поставщиков, на месте нет. Поисковик просит продавца взять в руки пачку творога, произведенного на этом заводике, и продиктовать ему адрес производителя.
Безусловно, можно было выбрать и другие пути поиска нужной информации, не выходя из сети, например, оформив доступ к платным базам, содержащим детальную адресную информацию о предприятиях региона или соответствующего профиля. Однако в тот момент выбранный поисковиком путь оказался оптимальным – исходя из имеющихся в наличии средств.
Еще один случай из журналистской практики. 16 января 1996 года в черноморском порту Трабзон группа террористов захватила паром «Аврасия». Как получить информацию с захваченного судна? Сотрудники сетевого информационного агентства «Национальная служба новостей (НСН)» по крупицам собирают в сети информацию о ситуации – с лент многочисленных информационных агентств, по картам и морским справочникам. Однако удалось найти только информацию справочного характера, оперативных данных в сети нет. Но при этом удалось получить телефон порта приписки парома, а также турецкой полиции, ведущей переговоры с террористами, и в результате в руках журналистов оказывается номер телефона на корабле, по которому устанавливается связь с террористами. Журналистка НСН вступает с ними в переговоры. В тот момент это оказался первый и единственный канал получения прессой прямой информации о происходящем на теплоходе. Центральные каналы ТВ вели съемку переговоров непосредственно в здании НСН и использовали предоставленные агентством записи переговоров.
И еще одна иллюстрация к тому, как дополняют друг друга информационные источники различной природы. Когда чеченские террористы захватили больницу в Буденновске, журналисты стали уговаривать бандитов взять их в обмен на заложников. Колонна автобусов с журналистами-заложниками должна была выйти из Буденновска в неизвестном направлении. Передать информацию журналисты не могли. Тем временем журналист НСН по карте вычисляет возможные пути транспорта из Буденновска. Сеть российских дорог не предоставляет террористам большого выбора. Далее выясняются отдельные телефоны в населенных пунктах вдоль линий возможного следования колонны – от частных квартир до телефонных станций и постов ГАИ. Связь позволяет оперативно следить за движением колонны – абоненты отвечают, не появилась ли она в пределах видимости, прошла ли она мимо, в котором часу и куда повернула, если был поворот. Информация оперативно поступает во властные структуры.
Эти случаи показывают, что сеть – универсальный, но не всегда единственный и кратчайший путь к информации; в поисках ее не стоит ограничивать себя онлайновыми возможностями. События происходят в реальной жизни, комментарии и аналитика также принадлежат реальности. Эксперты и очевидцы являются, прежде всего, реальными людьми.
Но интернет – среда не только поиска, но и коммуникации. По данным зарубежных исследователей, половина журналистов проводит интервью с помощью электронной почты, а треть из них принимает участие в интерактивных пресс-конференциях.