Управление запасами и дебиторской задолженностью предприятия

Управление запасами и дебиторской задолженностью предприятия предполагает проведение оптимизации их вели­чины, которая зависит от оборачиваемости и структуры запасов и дебиторской задолженности. Величина запасов и дебиторской задолженности должна быть минимальна, но достаточна для успешной и беспере­бой­ной работы предприятия.

Для управления запасами применяется АBC-метод (разделение запасов по степени их важности для предприятия). В пределах каждой категории может быть проведен XYZ – анализ, предполагающий оценку значимости материалов в зависимости от частоты потребления. Так спрос на материалы класса Х носит постоянный характер, класса Y – периодический, а для потребления материалов класса Z не возможно выявить какой-либо закономерности, поэтому прогнозирование их расхода невозможно.

Следует отметить, что особое выделение видов сырья и материалов в первые две группы не означает, что внимание к остальным ви­дам ТМЗ может быть ослаблено. Однако сле­дует помнить, что концентрация на управлении наиболее ценными и часто потребляемыми видами запа­сов, позволит достичь наибольшей экономии денежных средств.

При управлении дебиторской задолженностью осуществляется: определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции; анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кре­дитных отношений и предлагаемых условий оплаты; контроль расчетов с дебиторами по отсроченным или просроченным задолженно­стям; определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадеж­ных долгов; задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денеж­ных средств; прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов ин­кассации.

В качестве приемов управления дебиторской задолженностью можно назвать: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженно­сти; ABC-анализ дебиторов; анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зре­ния инкассации товаров; оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности; уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных дол­гов; контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности; определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате; оценка возможности факторинга (продажи дебиторской задолженности).