Бизнес-планирование: понятие, цели, этапы и методы.
Бизнес-планирование – это процесс целенаправленного распределения во времени комплекса используемых в производственной и коммерческой деятельности предприятия ресурсов, охватывающий функциональные решения в области производственной, финансовой, маркетинговой, экономической, кадровой политики субъекта.
В качестве целей бизнес - планирования, как правило, выступают основные цели предприятия:
1. Максимизация (получение) прибыли;
2. Захват определенной рыночной доли («ниши»);
3. Обеспечение долгосрочной устойчивости;
4. Социальные цели;
5. Расширение и (или) диверсификация деятельности предприятия;
6. Рост стоимости акционерного капитала (бизнеса) и т.д.
Основными этапами бизнес - планирования являются: определение цели проекта, анализ, выработка решения (планирование), оценка эффективности проекта и контроль за его реализацией.
В процессе определения цели анализа (экспресс-анализ, комплексный, анализ с целью предварительного отсева вариантов и т.п.) следует определить уровень точности анализа (градация от «изучения стоит/не стоит этим дальше интересоваться» до «глубокой проработки с получением количественных показателей и зависимостей») и осуществить выбор методов с учетом целей проведения анализа, его точности, сроков и средств, отпущенных на его осуществление, качества и объема первичной информации, характеристик возможных методов.
Следующим шагом является изучение текущего состояния предприятия на основе бухгалтерской отчетности (финансовый анализ).
Для разработки планов (выработки решений) необходимо пройти следующие этапы:
1. Определить факторы, которые необходимо учесть при принятии решений (экономические, экологические, культурные, социальные, политические, технологические и др.);
2. Определить внешние и внутренние силы, с помощью которых можно влиять на выявленные факторы;
3. Построить прогнозы развития событий;
4. Предложить варианты коррекции прогнозов;
5. Разработать для каждого варианта список необходимых мероприятий и определить последовательность действий по их осуществлению, а также требуемые для этого ресурсы.
В рамках этапа «Оценка планов (решений)» необходимо провести всесторонний и детальный анализ последствий решений и того насколько они способствуют достижению целей компании (отдельного проекта). Результаты подобного исследования вносятся в сводный документ (бизнес-план), систематизирующего и обобщающего результаты всех исследований.
Ключевыми моментами в процессе оценки эффективности проекта являются:
1. Правильный выбор методов анализа на основе характера информации, времени на принятие решения, особенностей вопроса;
2. Четкое описание ограничений и допущений возникающих при анализе проблемы;
3. Учет всей релевантной информации (англ. уместной, относящейся к делу) при проведении оценки (количественной и качественной);
4. Правильное и адекватное применение инструментов (методов) анализа;
5. Интерпретация результатов с учетом особенностей среды принятия решений (целей анализа, важности проблемы и ее особенностей, качества информации и ее состава, использованных методов, сделанных допущений и пр.).
В общем случае в результате оценки по каждой из альтернатив должны быть проанализированы ее достоинства (недостатки), возможные общие последствия. В итоге выбирается наилучшая из альтернатив по утвержденным критериям.
Контроль за процессом реализации проекта заключается в осуществлении следующих функций:
1. Анализ информации о выполнении решения (плана);
2. Сравнение с планом на предмет выявления отклонений;
3. Исследование причин отклонения;
4. Изучение последствий отклонений и выработка решений, направленных на ликвидацию негативных последствий.
Методы бизнес - планирования в основном применяются при анализе внешней среды (обработке маркетинговой информации), внутренней среды (оценки текущей ситуации на предприятии) и расчете показателей экономической эффективности бизнес - проектов.
К основным методам бизнес - планирования относят:
1. Методы финансового анализа: вертикальный, горизонтальный, трендовый, сравнительный, факторный и метод анализа финансовых коэффициентов.
2. Индексные модели.
3. Программно-целевое планирование.
4. Функционально-стоимостной анализ.
5. Базисный и цепной анализ затрат и доходов.
6. Матричный анализ: товар - рынок, SWOT-анализ, Бостонская матрица, матрица PIMS, модель Портера и др.
7. Прогнозные сценарии и модели.
Методы прогнозирования могут быть качественными (методы экспертных оценок): неформальные (интуиция руководителя) и коллективные методы («мозговой штурм», метод «Дельфи» (разработка анкеты-опросника, передачу ее экспертам, синтез ответов экспертов и сведение их в общее заключение, которое и даст качественную прогнозную оценку), и др.). Методы количественного прогнозирования в основном представлены методами обработки пространственных и временных совокупностей; методами ситуационного анализа и прогнозированием на основе пропорциональных зависимостей. Обобщая результаты количественного и качественного прогнозирования, можно разработать сценарии перспективного развития предприятия («дерево решений»).