Коммерциализация СМИ

Необходимо отметить, что журналистика – это социальный институт, осуществляющий важные социальные и культурно-просветительские функции. В силу этого значительно усложняется проблема функционирования медирынка в современных условиях. Механизмы рыночной экономики закладывают в СМИ объективное противоречие - между их общественным характером и необщественной, частной собственностью на них.

Социолог Юрген Хабермас напрямую связывал деятельность СМИ с осуществлением демократии в капиталистическом (рыночном) обществе. Он отмечал, что пресса ранних буржуазных государств служила форумом для общественных дискуссий, своеобразной «общественной сферой», где и осуществлялась реальная демократия. С капитализацией общества усилилась тенденция коммерциализации печати (конец 19 – начало 20 века) – газеты в своей деятельности ориентировались лишь на извлечение прибыли. В результате печать, удовлетворяя примитивные интересы потребителей в скандалах, все меньше отвечала идеалам демократии.

Ситуация изменилась с появлением новых массовых СМИ - радио и ТВ - реализация демократического процесса получает новые возможности. Действительно во многих государствах – в основном европейских – сохранялась государственная или общественная монополия на телевещание.

Европейская концепция телевидения имела четкую социальную и культурную направленность в отличие от прессы, деятельность которой в период зарождения и становления телевидения определялась уже главным образом коммерческими интересами. Периодическая печать воспринимала своих читателей скорее как общность потребителей, для общественного же ТВ аудитория представала прежде всего в качестве гражданского общества.

Пример – ВВС.

Исследовательский отдел британского общественного вещателя – ВВС – выделил следующие важнейшие принципы ее деятельности:

- универсальный (географический) доступ,

- программная политика, сочетающая удовлетворение общих интересов с вниманием к интересам меньшинств,

- развитие национального самосознания,

- отстраненность от откровенных политических интересов,

- приемлемый для всех размер лицензионной платы.

Политикам, журналистам, исследователям казалось бесспорным, что частная собственность в аудиовизуальной сфере означает невозможность удовлетворения общественных интересов.

Сложная система государственного регулирования позволила британскому общественному ТВ не только не пострадать, но и выиграть от сосуществования частных и общественных вещателей. Налоговая система для коммерческих телекомпаний была разработана таким образом, что им оказывалось выгодно создавать дорогие программы для небольших аудиторий, выступать с новаторскими и серьезными идеями, не стремясь к сокращению затрат.

С начала 90-х годов начался процесс приватизации государственного сектора телерадиовещания в Северной Европе. В Финляндии – сосуществование на одних каналах программ общественной и коммерческой компаний. Появляются коммерческие каналы в Швеции, Дании, Норвегии. В Финляндии и Дании на частные государственные каналы была возложена обязанность придерживаться важнейших общественных принципов в телерадиовещании.

Тем не менее тенденция коммерциализации информационного пространства усиливается: новые электронные услуги, предлагаемые кабельным и спутниковым ТВ, Интернетом, мобильными операторами, имеют ярко выраженный коммерческий характер; это оказывает непосредственное влияние на дальнейшую коммерциализацию старых СМИ; предложение развлечений и игр начинает преобладать над предложением информации и знаний. Коммерциализация несет на ТВ секс и насилие, довод от сверхприбыльности этих тем зачастую превышает все остальные.

Превращение электронных СМИ в чисто коммерческие предприятия, устаревание концепции их интеллектуальной миссии. Известный польский журналист Адам Михник как-то сказал, что журналистика – это и бизнес, и миссия. Журналистика без бизнеса – банкротство, а без миссии – цинизм.

Для преодоления этого противоречия многие развитые государства разрабатывают специальные законодательные меры, которые вывели бы СМИ из-под абсолютного господства рыночной стихии, хотя бы частично ослабили давление коммерческих сил на СМИ. В частности – законодательно прописывают необходимость существования общественного телерадиовещания.

Общественное вещание (public service broadcasting) – система организации некоммерческого телевидения и радиовещания во многих странах Западной Европы и Северной Америки, рассматриваемая как элемент демократии и важный механизм гражданского общества. Деятельность общественных вещателей, т.е. компаний, реализующих на практике принципы общественного вещания, определяется социально значимыми целями. Принципы общественного вещания включают: универсальный географический доступ к каналам общественных вещателей; стремление к удовлетворению интересов различных групп общества в программной политике; развитие национальной культуры и идентичности; отстраненность от сиюминутных политических интересов. Во многих странах общественное вешание финансируется за счет абонентской платы, размер которой должен быть приемлем для всех имущественных слоев.