Тема 3. Ценностно-смысловое самоопределение педагога
ЛЕКЦИЯ
В 20 веке все большее распространение получает АКСИОЛОГИЯ (греч. axia — ценность, logos — слово, учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.
Ценности – это система устремлений личности; высший уровень представлений человека об идеалах, смыслах жизни, деятельности и отношений с другими людьми [5].
Возникновение аксиологического подхода в педагогике обусловлено сменой образовательных парадигм современного образования. В течение многих лет массовая практика в качестве результата воспитания подразумевала формирование внешней стороны поведения человека в социально значимых ситуациях. Имитация воспитанности (внешняя ее оболочка) оказалась ненужной. Если ко времени окончания школы, изучив множество предметов, ученик так и не научился различать, что есть добро и зло, что такое хорошо и что такое плохо, то, вне всякого сомнения, поставленная школой цель по формированию нравственных качеств личности не достигнута. Возникли задачи, которые раньше не входили в круг педагогических ценностей и целей: внутренняя сущность человека, его устремления, право быть самим собой.
Воспитание сегодня – это, прежде всего, работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально - волевой и рефлексивными сферами, со всем тем, что позволяет человеку осознавать, оценивать и усовершенствовать себя, делая при этом главным критерием собственных действий и поступков, совесть.
Важная аксиома педагогического труда, имеющая непосредственное отношение и к аксиологическим проблемам воспитания, и к педагогическому образованию, заключается в том, что учитель, его личность как профессиональный инструмент способны передавать ребенку лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому. Можно, наверное, по-актерски сыграть «приход учителя в класс», приветствие «Здравствуйте, дети!», но изобразить любовь к ребенку, искренность, заинтересованность в успехе ученика, доброту, принципиальность нельзя. Студент педагогического университета сталкивается с классической проблемой "быть и казаться" уже на третьем - четвертом курсах, во время практики. Значит, студент уже к этому времени должен иметь необходимые ценностные ориентиры, чтобы быть способным к полноценному взаимодействию.
Формирование ценностных ориентаций – процесс достаточно сложный, имеющий временную протяженность, нелинейный по своей сути. Далеко не на всех этапах процесс формирования ценностей проявляется в поведении человека. Это – внутренний, интимно-личностный процесс ценностного становления человека, путь его личностного самоопределения.
Самоопределение личности - сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Другими словами, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования; обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация есть определение себя в мире – все это можно назвать самоопределением. Важно подчеркнуть, что самоопределение личности имеет ценностно-смысловую природу, это уровень существования личности в мире смыслов и ценностей. Ценность обретается личностью как ее переживание.
Личностное самоопределение как психическое явление возникает на границе старшего подросткового и раннего юношеского возраста. Потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире. Личностное самоопределение определяет развитие всех других видов самоопределения (социального и профессионального).
Процесс формирования ценностей включает в себя следующие этапы:
1. предъявление ценностей человеку;
2. осознание личностью ценности;
3. принятие ценности;
4. реализация ценностных ориентаций в деятельности, общении и поведении;
5. закрепление в статусе качества личности.
Способы формирования ценностей:
- личностное влияние педагога и других значимых взрослых;
- ценностный диалог;
- погружение в ценностную среду;
- конструирование ценностных ситуаций;
- создание ситуаций ценностного выбора и др. [7].
СЕМИНАР
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность и структура самоопределения.
2. Аксиологический подход в педагогике.
3. Профессиональное развитие педагога.
1. Написать иерархию педагогических ценностей, которыми должен руководствоваться педагог в своей профессиональной деятельности.
2. Раскрыть основные характеристики ценностно-смыслового самоопределения.
Список литературы:
1. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984 - 1985. М., 1986. С.80 - 160.
2. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. М., 1998.
3. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, № 2. 1988. С.19 - 27
4. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.
5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003.
6. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.
7. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. Пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2003. – 192с