Система нормативно-правовых актов РФ.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль. Издание подзаконных НПА, по сути, первая функция органов исполнительной власти.

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой по отношению к подзаконным НПА и регулирующий наиболее важные общественные отношения. (Учить)

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке (см. схему 34).

 

Схема 34

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────┐

│ ПРИЗНАКИ ЗАКОНА ├──┐

└─────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Принимается только органом законодательной власти ├────────┤

│ или референдумом │ │

└───────────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Особый порядок подготовки и принятия ├────────┤

└───────────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Выражает волю и интересы народа ├────────┤

└───────────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Обладает высшей юридической силой ├────────┤

└───────────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Регулирует наиболее важные общественные отношения ├────────┘

└───────────────────────────────────────────────────┘

 

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

по предмету правового регулирования, т.е. по отрасли права (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

по сроку действия (постоянные законы и временные);

по характеру (текущие и чрезвычайные);

по сферам действия (общефедеральные и региональные);

по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

по степени систематизации (обычные Федеральный закон о … или же кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);

по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

 

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 - 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, положения министерств, агентств, служб. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка. Важно: Центральный Банк (Банк России) не является органом государственной власти. Это юридическое лицо, чья собственность является собственностью РФ. Однако, он тоже может принимать НПА.

4. Акты органов исполнительной власти субъекта РФ. Решения, распоряжения, постановления органов государственного управления, т.е. исполнительно-распорядительных органов (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

5. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, районов и т.п.

6. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.

 

 

           
     
 

 


федеральные региональные местные (МСУ)

 

 

Конституция РФ Конституция (Устав) субъекта РФ Решения, принятые

Представительным органом,

местным референдумом

ФКЗ Законы субъекта РФ

 

ФЗ и Законы РФ Акты высшего должностного Акты исполнительно-

лица субъекта, главы Правительства распорядительных

или Администрации органов МСУ

Указы Президента РФ

Акты исполнительных органов власти

субъекта РФ

Постановления Правительства РФ

 

НПА Министерств, Служб, Агентств

 

Указания, Положения,

Инструкции ЦБ РФ (Локальные НПА) – под вопросом

 

 

УЧИТЬ СХЕМУ