Правосубъектность международных организаций
Основой правосубъектности международной межправительственной организации является соответствующий учредительный документ, который наделяет ее правом участвовать в международных отношениях и принимать решения от имени организации, заключать международные договоры с государствами и другими межправительственными организациями.
Международная правосубъектность межправительственной организации проявляется в ее правовом положении, в объеме тех прав и обязанностей, которыми государства наделяют организацию, и от характера которых сама организация в дальнейшемм может (или не может) приобретать другие права и обязанности.
Правосубъектность международных межправительственных организаций носит функциональный характер, поскольку она обусловлена целями и задачами, определенными учредительным документом.
Международные межправительственные организации относятся к категории вторичных субъектов международного права. Они создаются государствами, которые являются не только их учредителями, во впоследствии становятся членами этих. организаций.
Международную организацию, кроме указанных признаков, отличает: постоянный или регулярный характер ее деятельности; использование в качестве основного метода деятельности многосторонних переговоров и обсуждения проблем; принятие решений по специальной процедуре путем голосования или консенсусом, а также вид этих решений, которые весьма часто носят рекомендательный характер.
Основными правами ММПО являются следующие:
— право участвовать в созданий международно-правовых норм;
— право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;
— право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;
— право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.
МНПО (в их число входят, например, Всемирная федерация профсоюзов, Всемирная федерация породненных и объединенных городов. Международный союз местных властей, Amnesty International и др.), учреждаются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами лиц) и являются организациями международной общественности, общественными объединениями «с иностранным элементом». Они обладают специальной правосубъектностью в силу того, что им предоставляется консультативный международно-правовой статус при международных межправительственных организациях.
Так, например, Межпарламентский союз имеет статус первой категории в Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС). Начало такому порядку было положено в резолюции 1296 «Мероприятия по консультациям с неправительственным организациями», принятой в 1968 году на 44-й сессии ЭКОСОС. Принятию резолюции способствовало положение, закрепленное в статье 71 Устава ООН, согласно которому «ЭКОСОС уполномачивается проводить надлежащие мероприятия для консультации с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие мероприятия могут быть установлены с международными организациями, а в случае надобности — с национальными организациями после консультации с заинтересованными членами организации».