Правосубъектность международных организаций

 

Основой правосубъектности международной межправительствен­ной организации является соответствующий учредительный доку­мент, который наделяет ее правом участвовать в международных отношениях и принимать решения от имени организации, заключать международные договоры с государствами и другими межправительственными орга­низациями.

Международная правосубъектность межправительствен­ной организации проявляется в ее правовом положении, в объеме тех прав и обязанностей, которыми государства наделяют организацию, и от характера которых сама организация в дальнейшемм может (или не может) приобретать другие права и обязанности.

Правосубъектность международных межправительственных орга­низаций носит функциональный характер, поскольку она обусловлена целями и задачами, определенными учре­дительным документом.

Международные межправительственные организации относятся к категории вторичных субъектов междуна­родного права. Они создаются государствами, которые являются не только их учредителями, во впоследствии становятся членами этих. организаций.

Международную организацию, кроме указанных при­знаков, отличает: постоянный или регулярный харак­тер ее деятельности; использование в качестве основно­го метода деятельности многосторонних переговоров и обсуждения проблем; принятие решений по специаль­ной процедуре путем голосования или консенсусом, а также вид этих решений, которые весьма часто носят рекомендательный характер.

Основными правами ММПО являются следующие:

— право участвовать в созданий международно-пра­вовых норм;

— право органов организации пользоваться опреде­ленными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;

— право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотруд­никам;

— право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.

МНПО (в их число входят, например, Всемирная федерация профсоюзов, Всемирная федерация породненных и объеди­ненных городов. Международный союз местных властей, Amnesty International и др.), учреждаются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами лиц) и являются организациями международной обществен­ности, общественными объединениями «с иностранным элементом». Они обладают специ­альной правосубъектностью в силу того, что им предо­ставляется консультативный международно-правовой статус при международных межправительственных ор­ганизациях.

Так, например, Межпарламентский союз имеет статус первой категории в Экономическом и Со­циальном Совете ООН (ЭКОСОС). Начало такому порядку было положено в резолю­ции 1296 «Мероприятия по консультациям с неправи­тельственным организациями», принятой в 1968 году на 44-й сессии ЭКОСОС. Принятию резолюции способ­ствовало положение, закрепленное в статье 71 Устава ООН, согласно которому «ЭКОСОС уполномачивается проводить надлежащие мероприятия для консультации с неправительственными организациями, заинтересован­ными в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие мероприятия могут быть установлены с международ­ными организациями, а в случае надобности — с нацио­нальными организациями после консультации с заин­тересованными членами организации».