ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЮНОСТИ.

Период ранней юности охватывает развитие человека от 15 до 1718 лет и соответствует времени обучения в старших классах средней школы. В конце этого возраста происходит жизненное определение молодого человека; он приобретает необходимую степень идейной, психической и гражданской зрелости, которая делает его способным к самостоятельной трудовой жизни и к продолжению учения. Важное значение имеет новое положение его в школьном и семейном коллективе — новая социальная позиция. Руководство ими со стороны взрослых приобретает характер совета, помощи с предоставлением большей самостоятельности, требованием инициативы и ответственности в действиях.

В ранней юности происходит существенная перестройка эмоциональной сферы. Большое место в жизни старшеклассников занимают чувства, связанные с взаимоотношениями с товарищами, с появлением чувства первой любви, потребностью разобраться в своих переживаниях. Этим объясняется ведение личных дневников, писание стихов интимного характера. Идеалы старших школьников хотя и близки к идеалам подростков, но приобретают более обобщенный характер: в этом возрасте имеет место не столько подражание образцу, сколько соотнесение себя с ним, не копирование, а стремление выработать у себя тип характера, присущий образцу.

В этом возрасте проводится еще более усиленная работа личности по самовоспитанию, в связи с чем возникает свой, особый круг общения, основанный на общности взглядов, интересов и идеалов. К моменту завершения среднего образования старший школьник достигает достаточно высокого, уровня самосознания и самооценки, что является предпосылкой для самоопределения и сознательного выбора дальнейшего жизненного пути. Старшеклассник осознает свои качества и возможности в системе тех перспективных целей, которые перед собой ставит: стать гражданином и общественным деятелем. Школа призвана направить и ускорить процесс формирования правильной позиции ученика.

Обучение в старших классах по сравнению со средними отличается как по характеру, так и по содержанию материала. Учащимся в результате широкого применения исследовательского метода, создания на уроках поисковой ситуации предоставляется большая самостоятельность в работе. Такой характер обучения определяется содержанием учебных предметов, при изучении которых более отчетливо показывается связь отдельных предметов: физики и химии с математикой, литературы с историей и обществоведением и т. д. Обучение определяет направленность познавательных интересов школьников и является решающим фактором в дальнейшем развитии личности, в формировании мировоззрения.

Появляется много нового в эмоциональной жизни: в значительной мере исчезают те внутренние конфликты, которые были связаны с противоречиями подросткового возраста, но вместе с тем встают новые проблемы, вызванные серьезными изменениями в личности, ее запросах, интересах, устремлениях. В этот период заканчивается половое созревание. Начинается физический расцвет организма. Рост тела в высоту замедляется; у юношей становятся шире плечи, крепнут мышечная система и дыхательный аппарат, ровнее работает сердце. Появляется устойчивое равновесие эндокринной системы; исчезает угловатость движений, свойственная подросткам, нервный аппарат совершенствуется, что приводит к более точным реакциям на воздействие внешней среды и проявляется в полном овладении координацией движений. Организм становится более выносливым, а это дает большие возможности для занятий трудом и спортом.

Психическая структура личности перестраивается в соответствии с возможностями, новыми условиями и требованиями: меняется характер внимания, мышления, памяти, волевых устремлений, интересов, чувств. Возрастает волевая регуляция, способность концентрации внимания, логизации материала, увеличивается объем памяти; широкое применение получают рациональные приемы произвольного запоминания материала; мышление становится более систематичным и критическим, знания — более системными и динамичными. Важное значение, приобретает направленность на будущее, изменяющая отношение к познавательной деятельности. Учение приобретает смысл подготовки к новому жизненному пути. Стремление приобрести любую профессию становится мотивом познавательной деятельности. Внимание более устойчиво и целенаправленно. Этою требует и содержание усваиваемых знаний и характер учебных заданий. Обучение в старших классах предъявляет более высокие требования к мышлению учащихся, способствуя развитию более сложных форм абстрактного мышления. Учащиеся овладевают умением обосновывать свои суждения, делать широкие обобщения и выводы. Растет самостоятельность и целенаправленность их мысли (подчинение мыслительной деятельности строго определенной задаче, осознание собственных мыслительных процессов, их анализ и оценка). При решении конструктивно-технических заданий старшеклассники сначала внимательно анализируют рисунок, схему и текст инструкции, отбирают нужные детали, инструменты, мысленно предвосхищают основные этапы действия; в ходе действия вносят изменения, улучшения в его выполнение, осуществляют систематический контроль за ходом своей деятельности. Но, поднявшись на высокую ступень работы с уже известным материалом, учащиеся при усложнении материала вновь спускаются на более низкий уровень.

По характеру учебной деятельности старших школьников можно разделить на четыре группы. Первая — учащиеся, основой учебной работы которых является память. Мышление пассивно, инертно, поэтому материал они стремятся запомнить дословно, а если это не удается, прекращают работу совсем; с трудом соединяют теорию с практикой, а при усвоении новых знаний не могут использовать знания смежных предметов. Их характеризует неуверенность в своих знаниях. Если им не помочь, сами не смогут выработать иной стиль умственной деятельности. Некоторые с целью маскировки скудости собственных мыслей довольно удачно цитируют чужие суждения. Несмотря на добросовестное отношение к учению и большие затраты времени на подготовку домашних заданий, результаты их работы не утешительны. Они проявляют внешнее безразличие к учению; мирятся с плохими оценками; часто замкнуты. Учителя, рассматривающие их как лентяев, обрекают их на полную неуспеваемость. Между тем и в работе с ними можно добиться значительных успехов. Выявив стиль их учебной деятельности, их затруднения, можно перестроить их деятельность, обучив умению мыслить, перерабатывать и осмысливать изучаемый материал. К этой же группе относятся учащиеся, работающие не систематически. Они иногда выдают чужие работы за свои. Им трудно учиться, так как в течение 8 лет им помогали учителя, проводя дополнительные занятия, товарищи по классу, тащившие их «на буксире». В процессе индивидуальной работы им можно доказать вред иждивенческой позиции, побудить желание самостоятельно учиться, привить умения самостоятельно работать, поощряя малейшие достижения и давая рекомендации по самовоспитанию.

Вторая группа — учащиеся, изучающие учебный материал с точки зрения его пользы в практической деятельности. Если теоретические знания они не могут соотнести с практикой, то и не стремятся их понять, изучить, считая бесполезными для себя. Поэтому их внимание к изучаемому материалу всегда избирательно. Они лучше усваивают прикладную сторону материала я слабее — теорию. Это приводит к избирательному отношению к учебным предметам. Отсюда неполнота знаний, отсутствие системы. Их необходимо убеждать в значении теоретических знаний. Очень важны при этом поддержка и одобрение учителей и товарищей.

Третья группа — учащиеся, проявляющие отчетливую склонность к теоретизированию. Они готовы рассуждать по любому поводу, в том числе и по поводу практики, но самой практики избегают. Мыслительная деятельность их характеризуется высоким уровнем обобщения, абстракции и сравнительно низким уровнем способности к установлению связи между абстрактным и конкретным. Они хорошо умеют выражать свои мысли, убеждать в своей правоте, доказывать, охотно делают обобщения и выводы; способны к напряженной умственной работе, стремятся самостоятельно расширить знания, посещая различные лекции, читая дополнительную литературу; задают учителю большое количество вопросов, любят выражать свои мысли предельно точно. Вместе с тем они нуждаются в большом и постоянном внимании со стороны учителя: их важно убедить в роли практики как критерия истины. Решению этой задачи помогает система в изучении учебных предметов и участие школьников в общественно полезном производительном труде, шефская работа с младшими.

Четвертая группа — учащиеся, сочетающие в своем учении теорию и практику. Для них характерны: широкий умственный кругозор, сочетание теоретических знаний с умениями, наличие способности применять знания и использовать практику для формирования знаний; им чужд трафарет и шаблон, познавательная деятельность их носит исследовательский характер; учебная деятельность отличается очень большой самостоятельностью, сочетанием теоретических и практических знаний, но часто проявляется разбросанность интересов, отсутствие одного, центрального. Это затрудняет выбор профессии. Помочь найти этот целенаправленный интерес, создающий жизненно практическую установку,— дело учителя.

По степени ответственности к учению выявлено также четыре типа отношений: I — добросовестное выполнение учебных заданий; II — избирательное отношение к учению; III—учение ниже своих возможностей; IV — слабая успеваемость.

Трудности в учении старшеклассников возникают в результате имеющего место противоречия: с одной стороны, понимание необходимости ответственного отношения к учению, с другой — неумение организовать свою учебную деятельность в соответствии с возросшими требованиями. Успешности учебной работы старшеклассников способствует рациональный стиль умственной деятельности, который характеризуется целенаправленностью, владением приемами учебной работы, добросовестностью, системой и порядком, изобретательностью, стремлением повысить уровень успехов в учении. Совершенствование стиля умственной деятельности школьников зависит как от них самих, так и от организации их учебной деятельности учителем. Старшеклассники понимают общественное значение успешного окончания средней школы. Интерес к учебному предмету у них перерастает в интерес к науке. Общий интерес к учению совмещается подчас с довольно выраженным избирательным устойчивым отношением к отдельным предметам, обусловленным перспективой выбора профессии.

Во время школьного обучения ученики вырабатывают у себя не только навыки и привычки поведения в соответствии с требованиями морального кодекса, но и основы коммунистического мировоззрения. Формирование научного мировоззрения и отношений старшеклассников, их жизненной позиции, а также самоопределения, самоутверждения — процесс очень сложный. В период развития ребенка осуществляется переход от внешнего опыта к внутреннему, т. е. идет развитие внутренних потребностей, стимулов и мотивов поведения. Формирование внутреннего мира, которое начинается еще в годы, предшествующие юности, является важным новообразованием ранней юности. Внутренний мир — это и мировоззрение, направленность личности, ее идеалов и планов на будущее, ее самоопределение. Проблема самоопределения — важная психологическая проблема юношеского возраста. Юноша, девушка жаждут «найти себя», стать самим собой, найти свое место в жизни, определить ее цель. Процесс формирования мировоззрения, самоутверждения личности в ранней юности полон противоречий. С одной стороны, умение самостоятельно разобраться в серьезных вопросах, глубина мысли, с другой — критиканство, увлечение псевдонаучными теориями, проявление недоверия, скептицизма, сухой рационализм, практицизм. С одной стороны, стремление заново переосмыслить все окружающее, стремление к самоуправлению, самовоспитанию, а с другой — пренебрежительное отношение к разумным советам старших.