МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК.

 

Для того чтобы обучение и воспитание были успешными, необходимо знать возрастные возможности детей, опираться на достигнутый ими уровень развития и проектировать его в будущем. Ранее в буржуазной психологии понятие возраста фетишизировалось и возрастные показатели принимались как нечто незыблемое, раз навсегда установленное. К определенным возрастным стандартам пытались приспособить школьные программы. Для советской школы неприемлемы как фетишизация возраста, так и игнорирование возрастных особенностей. Советская педагогика выделяет три школьные возрастные группы: учащиеся начальных классов, подростки, старшие школьники. В каждом возрастном периоде существуют как следы предшествующего развития, так и новообразования, которые могут стать типическими в последующие возрастные периоды. Особенности в пределах одного возраста варьируют в зависимости от социальной принадлежности учащихся, обстоятельств среды и воспитания, от видов деятельности, а также от индивидуальных, характерологических особенностей ученика.

В XX веке обозначилась тенденция ускорения физического развития человека. Улучшение условий жизни, образовательно-воспитательной системы, более раннее активное включение в жизнь ускоряют» процессы развития. Все это обеспечивает более быстрое формирование готовности к обучению и прохождение начальной стадии обучения.

Выявлены гораздо большие возможности учения младших школьников. Это позволило сократить курс начальной школы до трех лет (а сейчас наоборот – увеличен до 4-5), пересмотреть программы с целью усиления их теоретического уровня. Л. В. Занков ориентирует на достижение высоких результатов в общем развитии детей преимущественно с помощью новых методов, начального обучения. Цикл исследований, выполненных под руководством Д. Б. Эльконина, решает проблемы взаимосвязи обучения и развития с помощью нового содержания начального обучения.

Возраст от 7 до 10 лет благоприятен для развития физических и умственных сил ребенка. Увеличение роста и веса идет довольно пропорционально. Средний вес семилетних детей — 23—24 кг, рост 122—123 см. Вес мозга заметно увеличивается — до 1230 г, развиваются его функции, особенно усиливается процесс дифференцировки между возбуждением и торможением.

Интенсивно развивается двигательный анализатор, повышается точность дифференциации движений. Исследования Б.Г.Ананьева и Е. Ф. Рыбалко показывают, что острота зрения у большинства детей к 7 годам достигает нормы, к 9—11 годам она заметно улучшается. Вместе с тем скелет младшего школьника не прошел стадию окостенения, недостаточно развита сердечно-сосудистая система. Все это ставит перед учителем и родителями задачу правильной организации режима ребенка в семье и школе.

Резкое изменение общественного положения ребенка с поступлением в школу выражается в том, что у него появляются новые обязанности (учение, общественно-полезный труд, новые отношения — с учителем, товарищами) и новые права (право на уважение к его учебным обязанностям и общественным поручениям). Внутренняя позиция ребенка проявляется в самостоятельности, серьезном отношении к делу, в особом чувстве собственной значимости. При недостаточной воспитательной работе эти качества могут не только не развиваться, но даже исчезнуть.

Чтобы хорошо учиться, нужно приложить много усилий. Возникает противоречие между объективной трудностью учения и субъективным желанием ребенка учиться. Учебные мотивы у младших школьников различны: интерес к получению знаний, умений, навыков (научиться читать, писать, считать); желание получить высокую оценку учителя и похвалу со стороны родителей; желание быть примером для товарищей. В I—II классах ведущим мотивом являются познавательные интересы, они дифференцируются по видам деятельности: любит читать или считать. В III классе появляется стремление занять достойное место в коллективе. Уже привлекает содержание знаний (узнать о жизни других народов, получить объяснение явлений природы). Устойчивость и развитие учебных интересов младших школьников зависит от умения педагога передавать знания учащимся, вырабатывать у них умение и навыки, развивать познавательные способности.

Младший школьник, по выражению К. Д. Ушинского, мыслит звуками, красками, формами. Задача учителя сделать восприятие детей более сознательным, целенаправленным, учить наблюдать, выявлять сходство и различие в предметах. Классифицируя стадии развития наблюдения у детей, С. Л. Рубинштейн называет их стадиями осознания, осмысления. У учащихся от 1 к концу II класса наблюдение развивается от нерасчлененного, поверхностного к более глубокому и точному анализу, если в деятельность наблюдения включается объяснение, интерпретация виденного, элементы планомерности. Б. Г. Ананьев вскрыл важную особенность психического развития младшего школьника, состоящую в том, что относительно независимо от учебного предмета у ребенка происходит овладение сложными для него отношениями: количественными, пространственными и временными, одинаково важными как для умственного, так и для физического развития. От класса к классу совершенствуется логическое мышление. Если учащиеся I класса обращают внимание на внешние признаки, то третьеклассники уже выделяют родовое понятие. Фиксация, выделение и обобщение тех или иных признаков зависит как от познавательного опыта учащихся, так и от умения учителя развивать у них способность к суждениям и умозаключениям. При овладении суждениями они с большей легкостью находят родовое понятие, чем ближайшее видовое.

Речь и мышление детей ярко и эмоционально окрашены. Это одновременно и помогает процессу их обучения и воспитания и затрудняет его. Учителю приходится преодолевать такие недостатки в устной речи детей, как торопливость, невнимательность, перескакивание с одного на другое. Типичными затруднениями учащихся на первом этапе обучения чтению и письму являются: пропуски гласных букв при списывании, чтении, произвольном письме, трудность вычленения слога из слова, слова из предложения и др. Часто встречаются ошибки пространственного различения (ш—т, ип), слияние слов в письме (влес —в лес, униху них). Они объясняются: практикой домашнего обучения с помощью буквослагательного метода, недостатками методики преподавания, несоответствием между обучением и развитием детей, противоречиями» между развитием и педагогическими требованиями школьного обучения и воспитания. К концу первого года обучения учащиеся овладевают правильным и плавным чтением целыми словами. Во II классе читают более сложные тексты с соблюдением правильных пауз, логических и эмоциональных ударений. К концу III класса дети овладевают навыками сознательного беглого выразительного чтения. Темп чтения ученика достигает 100 слов в минуту.

У учащихся II и III классов есть существенные различия в отношении к переживаниям, мыслям литературных героев. Второклассники почти не обращают на это внимания, а для третьеклассников интересными являются размышления героя, о том, как ему поступить. Внеклассная работа по чтению расширяет жизненный опыт детей, развивает их интересы, воспитывает чувства.

В основе формирования любого орфографического навыка лежит умение выделить основной признак, У младших школьников, начиная со II класса, формируется теоретическое, лингвистическое отношение к слову, которое предполагает понимание связи между грамматической формой слова и системой передаваемых ею сообщений. Поэтому программа по морфологии начинается со II класса. К концу года учащиеся овладевают умением произвести полный морфологический анализ слова, определить часть речи. При усвоении синтаксического материала в III классе у детей формируется процесс обобщения. Это повышает их ориентировку в новом языковом материале, например в синтаксисе иностранного языка.

Изучение арифметики тесно связано с изучением грамматики. Чтобы понять задачу, первоклассник должен не только правильно прочитать ее, но и выделить главное предложение, а в нем — главное действие, и тем самым определить характер арифметического действия. Из новой программы по математике устранен материал, не имеющий серьезного познавательного значения, и введены вопросы, способствующие развитию математического мышления учащихся. Обучение математике начинается с формирования понятия о натуральном числе и арифметических действий на основе практических действий с предметными группами.

Изменяется вся система расположения учебного материала по математике: вместо концентрического — линейное и спиралеобразное. Каждый вопрос рассматривается на возможно высоком уровне обобщения, доступном учащимся данного возраста. Широко используются сопоставление, сравнение, противопоставление учащимися связанных между собой понятий, действий, задач, выяснение сходства и различий в рассматриваемых фактах, используются некоторые элементы буквенной символики. Это позволяет установить более реальную связь между первоначальным и систематическим курсом обучения математике. Элементы геометрии и алгебры включаются в систему арифметических знаний, способствуя более высокому уровню усвоения понятия числа, арифметических действий и математических отношений, развивая тем самым логическое мышление учащегося, которое является одним из компонентов математических способностей. Развитие познавательных способностей ребенка стимулирует природоведение. Яркие картины труда, преобразующего природу, воспитывают уважение к нему, к людям труда. Благодаря экскурсиям, демонстрациям произведений искусства, чтению художественных произведений формируются эстетические чувства. Изучая историю, учащиеся начинают размышлять о том, что они непосредственно не видели. Это не только расширяет объем мышления, но и изменяет его качество.

В процессе обучения у детей формируются общетрудовые умения планировать, организовывать работу свою и товарищей, осуществлять самооценку и самоконтроль (т. е. сопоставлять выполняемые действия и их последовательность с образцом, поставленной целью, предъявляемыми требованиями). У учащихся I—II классов К. П. Мальцевой обнаружено некоторое отставание формирования самоконтроля от хода усвоения нового умения. В уроки труда, технического моделирования введены элементы графической грамоты с целью развития воображения, способности доводить работу до конца. В трудовом обучении продукт деятельности легче оценить, сравнить с продуктами труда других. Это помогает развитию правильной самооценки у младших школьников.

Наряду с общими возрастными особенностями в развитии каждой личности есть и особенное, индивидуальное. Учет индивидуальных особенностей строится на основе изучения нравственно-психического облика младшего школьника в условиях школы и семьи.

Коллектив младших школьников, особенно I и II классов, формируется прежде всего в учебной работе. Отношение детей к учению зависит от организации коллективных форм учебной деятельности: взаимоконтроля, взаимопомощи, взаимной ответственности, постоянного внимания всего детского коллектива к успехам каждого. Формирование коллектива в начальных классах, особенно на первой стадии (предъявление учителем требований ко всем учащимся), осуществляется гораздо легче, чем в средних. Это объясняется большой подражательностью и податливостью младших школьников к воспитательному воздействию.