ЛЕКЦИЯ 10. Корпоративная стратегия: Базовые подходы

Теория корпоративной стратегии – интегральная дисциплина, включающая теорию хаоса (из физики), теорию эволюции (из биологии), теорию систем, экономическую теорию и т.д. Некоторые аналитики пытаются вывести некую объединенную парадигму стратегии как для уровня корпорации, так и для других уровней коллективной хозяйственной и социально-политической деятельности.

Во-первых, для российской экономической науки теория и корпоративная практика корпоративной стратегии по-прежнему остаются белым пятном. Поэтому наиболее эффективный путь преодоления этого пробела – обучение у западных специалистов, занимающих в данной области лидирующие позиции (изучение соответствующих публикаций, обучение в школах бизнеса, работа с консалтинговыми фирмами).

Во-вторых, в теории корпоративной стратегии весьма полезным для прикладного использования является знание о 2 базовых подходах: детерминистском или предписывающем и ситуационном. Оба подхода рассматривают стратегию как процесс сложной циклической деятельности.

Стратегический анализ: - Внешнее окружение - Ресурсы - Видение, миссия, цели
Стратегическое развитие: - Разработка предпочтений - Рациональный выбор приоритетов, - Нахождение будущего стратегического пути, - Утверждение стратегии, структура и механизм менеджмента

1) Детерминистский подход

Стратегический анализ: - Внешнее окружение - Ресурсы - Видение, миссия, цели
Стратегическое развитие: - Разработка предпочтений - Рациональный выбор приоритетов, - Нахождение будущего стратегического пути, - Утверждение стратегии, структура и механизм менеджмента

2) Ситуационный подход

 

Рис. 8 Корпоративная стратегия: два базовых подхода

 

При обоих подходах выделяют 3 этапа: стратегический анализ, стратегическое развитие и реализаций стратегии. Однако детерминистский подход предполагает строго последовательное поэтапное развитие корпоративной стратегии в отличие от ситуационного, в котором существует более тесная связь между последними 2 стадиями.

При ситуационном подходе аналитика и оценка текущих результатов и самого процесса реализации корпоративной стратегии фактически рассматривается как один из исходных внутренних моментов содержательного развития стратегии, т.е. достаточно гибкого и своевременного реагирования на меняющуюся ситуацию и внесения адекватных изменений сначала в стратегический, а затем и тактический менеджмент компании.

На рис. представлены соответствующие модели корпоративной стратегии как двух различных процессов сложной циклической деятельности.

1) Детерминистский подход

Развитие и реализация стратегии
Стратегический анализ
1. Анализ внешнего окружения

 

2) Ситуационный подход

Рис. 9. Корпоративная стратегия как процесс циклической деятельности

В данном контексте можно сделать два конструктивных вывода:

1. Указанные подходы в большинстве случаев являются взаимодополняющими, а не альтернативными, но при этом для одних видов бизнеса и конкретных ситуация более адекватным и эффективным является какой-либо один из подходов.

2. Первый цикл корпоративной стратегии, т.е. фактически фазу становления в компании стратегического менеджмента, как правило, лучше пройти строго в соответствии с детерминистским подходом, на последующих этапах, т.е. по мере накопления профессионального опыта, в стратегическом менеджменте целесообразно усиливать значение и конкретные техники ситуационного подхода.