Влияние дальности на себестоимость грузовых перевозок

Распределение расходов железнодорожного транспорта по операциям перевозочного процесса дает возможность установить зависимость себестоимости перевозок и эксплуатационных расходов от дальности перевозок, что используется при установлении уровня тарифов, определении сфер применения разных видов транспорта, а также уровня конкурентных железнодорожных тарифов.

Расходы по начальной и конечной операциям производятся один раз за перевозочный цикл и от дальности перевозок не зависят. Поэтому себестоимость перевозок в части этих расходов изменяется обратно пропорционально дальности перевозок.

Расходы по переформированию поездов в пути следования изменяются в зависимости от дальности перевозок, но не прямо пропорционально дальности перевозок, а медленно, так как с увеличением дальности перевозок снижается доля перевозок, выполняемых сборными поездами. Себестоимость перевозок в сборных поездах значительно выше средней, что объясняется особенностями организации их работы. В связи с этим расходы по движенческой операции в целом с ростом дальности перевозок также возрастают медленно. В тех случаях, когда перевозка выполняется в одной категории поезда примерно в одинаковых на всем пути следования условиях, расходы по движенческой операции изменяются почти пропорционально дальности перевозок. Если же на начальной и конечной стадиях перевозка выполняется сборными поездами, расходы по движенческой операции в целом изменяются непропорционально дальности перевозок.

Общая величина эксплуатационных расходов при увеличении дальности перевозок возрастает медленнее, чем расстояние перевозок, а полная себестоимость перевозок при этом снижается. Например, при увеличении дальности перевозок на 10 %, доле расходов по начальной и конечной операциям 20 % и по операции передвижения 80 % эксплуатационные расходы увеличиваются на 8 %, а себестоимость перевозок снижается на 1,8 %.

Зависимость себестоимости перевозок от дальности для поездов одной категории имеет вид:

, (3.11)

где Енк– расходы по начальной и конечной операциям; l – средняя дальность перевозок, км; Сдв– себестоимость 10 т-км в части расходов на передвижение, формирование и переформирование поездов в пути следования, коп.

Зависимость себестоимости перевозок от дальности описывается гиперболой (приведена на рис. 3.4).

Согласно выполненным по данной зависимости расчетам, наиболее заметно себестоимость перевозок снижается при увеличении дальности перевозок до 300 км, при дальнейшем увеличении дальности темпы снижения замедляются.

С
 
 
 
 
Себестоимость в части расходов на движенческую операцию
Себестоимость в части расходов на начально-конечную операцию
l, км
Снко
 
 
Cдв
 

Рис. 3.4. Зависимость расходов от дальности перевозок