Благословение исполнителям закона Божия и проклятие нарушителям его (Втор 28)

1-14 ст.: Когда евреи, поселившись в земле обетованной, будут хранить и исполнять закон Божий, благословения изольются на народ (1-2 ст.). Израиль будет благоуспешен «во граде», т.е. в своих городских занятиях (ремеслах, торговых и промышленных мероприятиях), а «на селе», т.е. в полевых земледельческих трудах (3 ст.), ему будет послано плодородие земли и скота (4), житницы его будут наполнены хлебами, а на полях, согласно с требованиями закона (Лев 19:9-10;23:22) будут оставаться в пользу бедных изобильных «останцы» (5). Израиль будет благоуспешен вообще в своей деятельности, в своей борьбе с врагами и во всех своих предприятиях. Враги пойдут против него стройною сомкнутою массою (слав. «путем едином»), но обращенные в бегство, побегут от него в беспорядке (слав. «седмию путьми») (6-8 ст.). Исполняя закон Божий, Израиль сделается избранным народом Господа (9-10),одаренным всеми благами земли, сделаются главою народам (11-14). Из истории Израильского народа можно видеть, что великие благословения действительно изливались на него, когда он был верен Иегове и исполнял закон Божий.

Об этом свидетельствуют, например, история царствования Давида, Соломона и других благочестивых царей, когда Израиль, оставаясь верным Господу, побеждал всех врагов своих и беспрепятственно пользовался благами земли обетования (ср. 3 Цар 4:25).

Ст. 15-68: В том случае, когда Израиль не будет исполнять заповедей Господа, многочисленные проклятия придут на народ (15). Неудачи в городских промыслах и полевых занятиях (16), лишение плодородия и чадородия (17-18), неудачи вообще в деятельности и различного рода бедствия будут следствием отступления Израиля от Господа (19-20). Страшные опустошительные болезни – моровая язва (слав. «смерть»), чахлость («неимение»), горячка («огневица»), лихорадка («стужа»), проказа египетская, короста и чесотка постигнут Израиля (21,22,27,35), необычайные физические бедствия – засуха (слав. «убийство»), палящий ветер и мгла сделают небо над головою Израиля медным, а землю под ним железною, вместо благодетельного дождя будут падать с неба на землю пыль и прах (23-24). Все эти бедствия и телесные, и природные потрясут рассудок народа, он будет поражен сумасшествием (слав. «неистовство»), духовным ослеплением сердца (слав. «исступлением ума»); духовно ослепленный Израиль будет днем ходить ощупью, ища истины и не находя ее (28-29). Враги будут господствовать над Израилем и отнимать его собственность: жену, дом, землю, скот, детей (25-26,30-33). Израиль сойдет с ума (слав. «будет изумлен») от этих бедствий (34). Наконец, лишенный политической самостоятельности и плененный народ сделается примером наказания, притчею и посмешищем среди других народов (36-37).

Израиль потеряет своё значение: пришлец будет возвышаться над ним, а богоизбранный народ опускаться ниже и ниже (38-44). Эти страшные проклятия, постоянно преследуя народ., будут вечным указанием того, что Израиль не служил верно Господу Богу своему (45-47). Враги в лице отдаленного жестокого народа, налетят подобно орлам, все опустошат, осадят города Израиля, так что народ будет есть своих детей (49-55). В это тяжелое время, женщина, жившая в неге и роскоши, которая не привыкла ходить по земле, будет есть свой послед и рожденных ею детей (56-57). Пораженный страшными бедствиями, умаленный в числе (58-62) Израиль будет извержен из своей отечественной земли (63), рассеян по всем странам мира (64), будет скитаться и постоянно трепетать за свою жизнь (65-67). Для Израиля как бы вновь настанут времена порабощения египетского; народ будет продаваться в рабство и при этом не будет покупаться (68).

С точностью исполнились над Израилем все эти пророческие проклятия Моисея. Израиль, сделавшийся главою окружающих народов в блестящие царствования Давида и Соломона, впоследствии, когда оставил истинного Бога и обратился в идолопоклонство, лишился отечественной земли, был пленен язычниками, сделался придатком народов.

Земля обетованная, текущая млеком и мёдом, обратилась в пустыню, над которой медное небо и земля которой железна. Своё духовное ослепление Израиль показал, отвергнув истинного Мессию, явившегося на земле, это ослепление, подобно покрывалу, доселе лежит на сердцах сынов Израиля и не дает им видеть истину (Рим 11:7-10; 2 Кор 3:14-16).

С особенною подробностью и обстоятельностью Моисей описывает будущее порабощение Израиля врагами, которые возложат на него «ярем железен» (48 ст.). История оправдала пророчества Моисея. После разделения царства Еврейского на два царства – Иудейскою и Израильское, когда народ еврейский все более и более уклонялся от истинного Бога, суд Божий начал совершаться над богоотступным народом.

Прежде всего пало от меча ассириан царство Израильское, а жители этого царства были переселены в ассирийские области (ок. 720 г. до Р.Х.). Спустя около 130 лет и царство Иудейское, завоеванное вавилонским царем Навуходоносором и иудеи были отведены пленниками в Вавилон. Через 70 лет евреи были освобождены из плена персидским царем Киром и, возвратившись в Палестину, через некоторое время должны были вести долгую и упорную борьбу с греко-сирийским царством, снося временами тяжелую зависимость от языческих угнетателей.

В эти времена, особенно в гонение Антиоха Епифана весьма многие изменили своей вере и стали кланяться идолам, оправдывая соответствующее пророчество Моисея (ст. 64). Подпав затем незадолго до Р. Х. в зависимость от римлян, евреи окончательно потеряли политическую самостоятельность, когда Иерусалим и второй храм в 70 г., были римлянами разрушены и евреи рассеяны по всей земле.

В своём пророческом созерцании будущей судьбы народа еврейского, Моисей не различает в отдельности все эти порабощения, объединяя в одной целостности картины те великие бедствия и страдания, которые должен был перенести народ еврейский. Но каждый отдельный период его истории явился оправданием пророчества Моисея. Нельзя не отметить, что предреченные Моисеем страшные бедствия и необыкновенный голод имели место при нечестивом царе израильском Иораме (4 Цар 6:24-30), при осаде Иерусалима Навуходоносором (Плач 2:20; 4:10; Вар 2:2-3) и римским полководцем Титом, когда, по свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, осажденные иудеи гибли в стенах своей столицы, и доведенные до крайности, питались нечистотами и поедали своих детей.

Достойно замечания, что все исчисленные проклятия Божия должны остаться на отверженном Израиле и, семени его, «во как знамение и указание для прочих народов (ст. 46).

Обещание, помилования народа в случае его раскаяния и указание на исполнимость закона Божия (Втор 30).

В том случае, когда Израиль образумится бедствиями, раскается и обратится к Богу, Господь помилует народ и вновь ниспошлет Свои блага (1-9).

Для Израиля не трудно исполнять заповедь данную ему, которая, заключая в себе мудрость и счастье, недалеко от него и доступна ему, она не на небе, не за морем, но на устах и в сердце человека, чтобы последний мог исполнять её. Моисей этим говорит, что вечные вложенные в сердце человека вместе с образом Божиим заповеди добра и истины выражены для Израиля в форме человеческого слова и ему не требуется даже усилий, чтобы понять тайный голос души человеческой. Так заключает Моисей свои речи к народу. Израилю предложены жизнь и смерть, добро и зло, благословение и проклятие (15-19). Исполняя заповеди, народ будет благоденствовать, при нарушении их страшные бедствия постигнут его (16-20).