Особенности внутреннего аудита кризисного предприятия

Для того, чтобы установить особенности внутреннего аудита кризис­ного предприятия, следует определить его место в системе управления, функции и условия взаимодействия с внешним аудитом.

Внутренний аудит можно рассматривать как элемент системы внут­реннего управленческого контроля, которая в свою очередь выступает элементом контрольной среды предприятия. Двойственное положение внутреннего аудита в системе управления проявляется в том, что с одной стороны он является частью системы внутреннего контроля, а с другой - его реализация через деятельность службы внутреннего аудита обеспечи­вает функционирование всей системы внутреннего контроля.

Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей предприятия, требований его руководства и (или) собст­венников. В качестве объектов исследования внутреннего аудита могут рассматриваться как отдельные стороны и условия (внешние и внутрен­ние) деятельности предприятия, так и их совокупность. Состояние объ­екта внутреннего аудита оказывает определенное влияние и на его функ­ции. Если предприятие работает устойчиво, то функции внутреннего ау­дита имеют преимущественно контрольную направленность. Большей частью это наблюдение за выполнением различными подразделениями и отдельными сотрудниками предприятия требований внутренних инструк­ций, регламентов, планов, бюджетов, а также мониторинг изменений во внешней среде и оценка их возможного влияния на функционирование предприятия. Изменение состояния предприятия от устойчивого до кри­зисного объективно приводит к уточнению функций и внутреннего ауди­та - большую значимость приобретают советующие функции. Действия аудиторов должны быть направлены преимущественно на диагностику сложившейся ситуации, выявление причин и факторов кризиса, обосно­вание комплекса мероприятий по выходу предприятия из кризиса.

Для внедрения и эффективного функционирования службы внутрен­него аудита на кризисном предприятии должны быть выполнены сле­дующие условия:

- определен организационный статус, то есть такое положение службы
внутреннего аудита в системе управления предприятия, которое бы
обеспечило ее объективность и независимость. Это может быть дос­тигнуто, если служба внутреннего аудита будет подчинена собствен­никам предприятия;

- обеспечен набор компетентных сотрудников. Требования к базовому
и профессиональному образованию кандидатов, их практическому
опытy, умениям и навыкам должны соответствовать требованиям, ко­торые регламентируются действующим законодательством для внеш­них аудиторов;

- установлена система стимулирования труда внутренних аудиторов,
которая сочетала бы высокий уровень их поощрения с высоким уровнем ответственности за качество предлагаемых ими рекомендаций и
выполняемых работ;

- определен соответствующий уровень значимости рекомендаций служ­бы внутреннего аудита, обеспечивающий их рассмотрение собствен­никами и руководством предприятия и последующую реализацию;

- обеспечен профессиональный уровень выполнения работ. Это достига­ется внедрением системы планирования и документирования работы
внутреннего аудита, наличием соответствующего положения о службе
внутреннего аудита, рабочих программ и рабочей документации;

- установлены функциональные ограничения по содержанию и объему
работы службы внутреннего аудита. Такие ограничения предполагают
четкое описание функций, полномочий, порядка взаимодействия с
Другими подразделениями предприятия. Особенно важно выполнение
этого требования, если в процессе антикризисного управления будут
привлекаться внешние аудиторские организации.

Вопрос о составе функций внутреннего аудита, которые должны осу­ществляться им в рамках аудита кризисного предприятия, может быть решен в зависимости от степени участия в таком аудите внешних аудито­ров. Основными факторами, определяющими степень такого участия, являются уровень квалификации внутренних аудиторов и стоимость ус­луг внешней аудиторской организации. Если руководством и (или) соб­ственниками предприятия принимается решение о проведении аудита службой внутреннего аудита, то ею будут реализовываться все функции аудита кризисного предприятия. Поручение всего комплекса работ внешней аудиторской организации приводит к тому, что участие внут­ренних аудиторов в процессе аудита ограничивается предоставлением необходимых, сведений по запросам внешних аудиторов. В том случае, когда аудит проводится независимой аудиторской организацией совместно со службой внутреннего аудита, в договоре на оказание аудиторских услуг должны быть четко разграничены их функции, полномочия и ответственность. Наиболее целесообразным является закрепление за аудиторской организацией функции диагностики состояния предприятия-разработки антикризисной программы, а за внутренними аудиторами - функций контроля реализации антикризисных мероприятий и оценки эффективности антикризисной программы. Такое разделение функций объективно обусловлено их попарной взаимозависимостью и взаимообусловленностью. Подготовить качественную антикризисную программу можно только на основе достоверной информации, собранной на этапе диагностики кризисной ситуации, и при определенном уровне доверия кней. Выполнение контрольных процедур, в свою очередь, позволяет получить достаточное количество доказательств о фактическом состояний объекта после выполнения запланированных мероприятий и использовать эти сведения для оценки эффективности антикризисной программы. Для повышения объективности при подведении итогов аудита могут быть дополнительно оговорены форма и периодичность участия внешней аудиторской организации на этапе контроля выполнения антикризисных мероприятий, а также возможность проверки ею результатов оценки эф­фективности антикризисной программы, выполненной внутренними аудиторами. Иное разделение функций между внешней аудиторской организацией и службой внутреннего аудита предприятия потребует допол­нительных трудозатрат для осуществления контрольных процедур по результатам выполнения отдельных функций.

При проведении аудита кризисного предприятия службой внутреннего аудита происходят определенные изменения в составе и содержании его этапов. Так как внутренние аудиторы хорошо знают отраслевые особенности и специфику предприятия, его организационно-управленческое устройство особенности поведения руководителей, квалификацию персонала, уровень обеспечения сохранности активов, а также располагают полной количест­венной информацией о финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятия за ряд лет и результатами ее анализа, то подготовительный этап аудита исключается. Аудиторы приступают к планированию работ сразу после по­лучения задания от собственников и (или) руководства предприятия.

На этапе планирования аудита устанавливаются виды работ и сроки их выполнения исходя из численности сотрудников службы и бюджета рабочего времени, распределяются обязанности между отдельными со­трудниками, составляется общий план и программа аудита. Форма рабочих документов "Общий план аудита" и "Программа аудита" может соот­ветствовать форме аналогичных документов, используемых независимы­ми внешними аудиторскими организациями. В процессе подготовки этих документов устанавливаются источники аудиторских доказательств, оп­ределяется перечень аудиторских процедур конкретно для каждого этапа проведения аудита, решается вопрос о привлечении экспертов. При этом понятия "уровень существенности" и "аудиторский риск" не применяются, так как они свойственны только внешнему аудиту. Однако в силу специфики аудита кризисного предприятия, предусматривающего подго­товку антикризисной программы и расчет прогнозных значений показа­телен, сохраняется вероятность ошибок, в результате которых фактиче­ские результаты выполнения антикризисных мероприятий будут отли­чаться от запланированных. Поэтому собственники и (или) руководство предприятия могут оговорить в задании на проведение аудита предель­ную величину погрешности (отклонения) для показателей, включенных в систему критериев оценки финансовой состоятельности и устойчивости деятельности предприятия. По итогам сравнения фактических и допус­тимых отклонений значений показателей в дальнейшем будет оценивать­ся качество работы аудиторов и качество работы администрации пред­приятия по выполнению антикризисной программы с учетом результатов анализа данных контрольных процедур.

Продолжительность этапа диагностирования и его трудоемкость, как правило, сокращаются, поскольку внутренние аудиторы уже располагают значительной долей результатной аналитической информации. Такая информация накапливается в течение ряда лет и систематизируется по направлениям анализа: анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и их использования; анализ состояния и использования вне­оборотных активов; анализ себестоимости производства и реализации продукции; оценка финансовых результатов деятельности предприятия и его финансового состояния и др. Основные затраты времени и ресурсов связаны с получением дополнительной информации для диагностики с помощью специальных методов: операционного анализа, структурного анализа, SWOT-анализа и др.

Разработка антикризисной программы осуществляется службой внут­реннего аудита в той же последовательности, которая была описана вы­ше для внешних аудиторов, и может предусматривать обоснование орга­низационных, инвестиционных и экономического проектов. Если внут­ренними аудиторами были самостоятельно разработаны организацион­ные проекты, предусматривающие внедрение на предприятии современ­ных методов управления и информационных технологий, то на этапе реализации этих проектов у аудиторов возникает дополнительная функ­ция - обучающая. Внедрение методов бизнес-планирования, управленче­ского учета, автоматизированных систем управления запасами и других инноваций требует предварительного обучения сотрудников соответст­вующих подразделений.

На этапе контроля выполнения антикризисных мероприятий внут­ренними аудиторами выявляются отклонения по параметрам, характери­зующим фактическое и прогнозируемое состояние предприятия. В про­цессе анализа отклонений устанавливаются причины их возникновения: неточные, несвоевременные действия администрации предприятия или ошибки и просчеты в содержании положений антикризисной програм­мы. Если в ходе текущего контроля будет установлено, что реализация намеченных ранее антикризисных мероприятий не дает ожидаемых результатов, то должны быть сформулированы компенсационные меро­приятия. Если осуществление таких мероприятий потребует привлечения значительных дополнительных ресурсов, то их следует согласовать с соб­ственниками предприятия. В противном случае они реализуются в опера­тивном порядке.

В отличие от внешнего аудита внутренний аудит должен быть ориенти­рован на сплошной текущий контроль осуществления мероприятий анти­кризисной программы. В процессе такого контроля аудиторы обследуют места выполнения работ, изучают первичные документы и учетные регист­ры. Так как используемые для целей контроля первичные документы и учетные регистры отражают финансово-хозяйственную деятельность пред­приятия, то аудиторы одновременно решают и другую задачу - контроли­руют правильность формирования показателей бухгалтерской отчетности.

При проведении итогов реализации антикризисной программы и оценке результатов работы, проделанной службой внутреннего аудита, могут быть реализованы подходы, аналогичные рекомендованным выше для внешних аудиторских организаций. Формы и содержание рабочих документов, подготавливаемых внутренними аудитами на этапах разра­ботки антикризисной программы и контроля ее выполнения, также мо­гут соответствовать рассмотренным выше. Результаты выполнения этапов аудита (в том числе бизнес-проекты, данные об их выполнении и др.) должны периодически согласно утвержденному графику сообщаться соб­ственникам и (или) руководству предприятия для рассмотрения и утвер­ждения (в том числе приказами и распоряжениями по предприятию). Окончательные итоги аудита представляются в виде отчета. В отчете так­же отражается содержание полученного задания; краткая характеристика состояния предприятия последнюю отчетную дату, предшествующую ау­диту; описание основных мероприятий и показателей организационных, инвестиционных и экономического проектов, результаты контрольных процедур, прогноз развития предприятия и вероятности возникновения новых кризисных ситуаций.

Таким образом, создание эффективно функционирующей службы внут­реннего аудита на предприятии, находящемся в кризисном ситуации, позволит обеспечить достоверную диагностику кризиса, разработку антикризисной программы, контроль и оценку результативности ее выполнения, а также осуществление последующего мониторинга деятельности предприятия, своевременно информирование его руководства об опасно­стях и их нейтрализацию.