Методики аудита различных однородных групп хозяйственных операций
должны разрабатываться по единой схеме. Элементами такой методики являются:
1.Изучение основных нормативных документов (Гражданского кодекса
РФ, Налогового кодекса РФ. Федеральных законов, Постановлений Правительства РФ, инструкций методических указаний, писем и других документов Министерства финансов РФ. Министерства по налогам и сборам
РФ, других министерств и ведомств), которыми должны руководствоваться
аудиторы при проверке соответствующего раздела учета.
2.Подтверждение достоверности первичной оценки системы внутреннего контроля. Для этого аудиторы должны проводить процедуры подтверждения ее надежности (тесты средств контроля), направленные на
выяснение того, как эта система предотвращает, выявляет и исправляет
ошибки и искажения, возникающие в ходе учета хозяйственных операций
(неверные значения показателей, суммы, корреспонденции счетов, про
пуски данных и др.). Подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля проводится по тем же направлениям, что и сама первичная ее оценка (реальность хозяйственных операций, полнота их отражения в учете, наличие разрешения на их совершение, точность при про
ведении оценки хозяйственных операций, правильность классификации,
полнота отражения в учете, правильность отнесения к отчетным периодам)
Например, система внутреннего контроля по отношению к реализации
должна гарантировать, что объем реализации продукции соответствует
суммам отгрузки реальным покупателям; разрешены все проведенные операции реализации; зарегистрированные продажи соответствуют суммам
отгрузки, правильно оформлены первичными документами; операции по
реализации правильно и своевременно разнесены по счетам и включены в
учетные регистры, правильно просуммированы и обобщены.
3.Описание альтернативных учетных решений, выбор одного из которых для практического использования предоставлен предприятию Федеральным законом "О бухгалтерском учете", Положением по ведению
бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и другими
нормативными документами, и отражаемых в учетной политике. Это
позволит аудиторам при необходимости сравнить их с вариантом, при
меняемым на предприятии, и разработать рекомендации по улучшению
ведения учета.
4. Изучение первичных документов по однородным группам хозяйственных операций. На основании такого изучения аудиторы могут сделать
вывод о состоянии этапа регистрации в первичном учете, полноте и качестве оформления документов на предприятии.
Проверка соответствия данных регистров синтетического и аналитического учета и бухгалтерской отчетности. Установление конкретных регистров для соответствующих форм счетоводства (журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной и др.), а также выявление фактов неверного отражения в них отдельных хозяйственных операций позволит аудиторам определить соответствие учетных регистров, применяемых на предприятии, установленным требованиям и дать рекомендации по исправлению нарушений.
6.Формирование классификатора возможных нарушений, содержащего наиболее часто встречающиеся нарушения при оформлении и отражении в учете соответствующих хозяйственных операций.
7.Составление вопросника аудитора (как правило, в виде таблицы)
для подготовки программы проверки. Использование такого вопросника
позволит выявить возможные нарушения в организации учета и внутреннего контроля, оформлении документов, заполнении отчетности.
8.Классификация хозяйственных операций на типичные и нетипичные. Она производится аудиторами в зависимости от особенностей функционирования предприятия, периодичности повторения операций, их объемов, сложности организации учета и контроля. Эта классификация используется для определения состава аудиторских процедур и метода контроля (сплошной или выборочный).
9.Определение методов сбора аудиторских доказательств, применяемых
для конкретной проверки. Эти методы являются типовыми и включают следующие: проверка арифметических расчетов, инвентаризация, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение,
устный опрос, проверка документов, прослеживание (сканирование), аналитические процедуры, а также подготовка альтернативного баланса.
10. Описание контрольных процедур. Оно производится по единой
схеме и включает: наименование процедуры; цель ее проведения; перечень необходимых для выполнения процедуры средств (первичные документы, учетные регистры, нормативно-справочная информация); описание техники исполнения процедуры; описание формы представления результатов проведенной процедуры. Как правило, процедуры снабжаются классификационными номерами для ссылки на них в программе аудиторской проверки.
11. Количественная оценка влияния выявленных отклонений на показатели бухгалтерской отчетности. Такая оценка предполагает установление размеров изменения отдельных статей отчетности при внесении в нее необходимых исправлений.
Реализация всех положений методики аудиторской проверки однородных групп хозяйственных операций требует от аудиторов знаний по широкому кругу вопросов организации бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права и аудита. Поэтому для их выполнения в состав группы аудиторов, привлекаемых к проверке, целесообразно включать сотрудников, имеющих различную профессиональную специализацию.