Теория бюрократии М.Вебера

 

Одним из представителей административной школы был известнейший немецкий социолог и историк Макс Вебер (1884-1920 гг.). Его концепция заслуживает отдельного разговора, поскольку он не просто внес значительный вклад в оформление общей теории и практики управления, но разработал детальную теорию рациональной бюрократии.

М.Вебер
В отличие от других представителей классической школы, Вебер выстраивал свою теорию с опорой на культурологическую интерпретацию организационных процессов, рассматривая в качестве основного объекта исследования традиционный, бюрократический тип власти, опирающийся на устоявшиеся законы и обычаи. Наиболее полно веберовская теория бюрократии представлена в его знаменитой работе "Хозяйство и общество".

В социологической концепции Вебера дано подробное описание форм управления, предшествовавших современной рациональной бюрократии и, в первую очередь, внимание исследователя было обращено к различным вариантам патримониального господства, которое автор рассматривает как производные от первичного патриархализма. Патримониализм выступает как форма политической власти, характеризующаяся наличием лично обязанного правителю окружения и особого аппарата управления, которого нет в патриархальных властных структурах. При этом поддержка патримониальной власти обеспечивается не представителями аристократии, а в первую очередь, рекрутами и наемниками. Вебер характеризовал эту форму как нестабильную, подверженную политическим переворотам и в значительной степени иррациональную.

Противоположностью выступает бюрократия рациональная, в которой на смену личному усмотрению чиновника приходит беспристрастность и обезличенность. Отличительной чертой этого типа является наличие определенной системы формальных правил, регламентирующих деятельность управленческого персонала. В эти формальные правила могут вноситься изменения в соответствии с принятыми процедурами.

Главное отличие рациональной бюрократии заключается в том, что повиноваться надо формальным правилам, а не какому-то лицу, обладающему властью. Принцип личной преданности, занимавший центральное место в традиционном и харизматическом господстве, заменяется на принцип доминирования безличного порядка.

В рамках рациональной бюрократии лишь глава организации, как правило, занимает свое место в результате выборов, присвоения или наследования. Аппарат же, которым он распоряжается, состоит из чиновников, действующих в соответствии со следующими принципами:

1) они лично свободны и находятся в подчинении только в том, что касается их безличных должностных обязанностей;

2) существует четко установленная иерархия должностей;

3) любая должность в этой иерархии имеет строго очерченный функционал;

4) чиновник получает свою должность на основе определенного договорного соглашения;

5) кандидаты проходят процедуру отбора на основании их квалификации и при этом не избираются, а назначаются на должность;

6) чиновники получают постоянное жалование и имеют право выхода на пенсию;

7) должность выступает единственным или, по крайней мере, основным родом занятий занимающего ее лица;

8) имеется в наличии система продвижения по служебной лестнице в соответствии со старшинством или заслугами;

9) чиновник дистанцирован от владения средствами управления и не присваивает свою должность;

10) чиновник подчиняется жесткой и систематической дисциплине и постоянному контролю.

Немецкий социолог подчеркивал контрактно-договорный характер отношений чиновника с организацией в рамках рациональной бюрократии. Также акцентировалось внимание на существенной роли, отводимой специализированной подготовке чиновников, уровень которой должен проверяться экзаменационно и удостоверяться какими-либо документами, подтверждающими право обладателя заниматься данным видом деятельности. С точки зрения Вебера, ярко выраженную рациональность придает бюрократии тот факт, что она функционирует в соответствии с четко сформулированными правилами и владеет специфическими знаниями, которые используются в управленческом процессе.

По мысли Вебера бюрократизм пронизывает в разной мере все сферы жизнедеятельности современного общества, однако максимума достигает в аппарате государственного управления и в рамках массовых политических партий. Широкое использование бюрократии определяется ее эффективностью, поэтому развитие современных организационных форм фактически совпадает с распространением бюрократического управления. Превосходство бюрократии над другими формами определяется тем, что ее представители являются обладателями специальных знаний, без которых невозможно представить нормальную деятельность любой организации.

Из всего вышеизложенного отнюдь не следует, что бюрократическая структура лишена недостатков и является идеальной. В упрек ей можно отнести недостаточную гибкость, обусловленную жесткой регламентацией деятельности сотрудников установленными нормами и правилами, косность, низкую степень адаптивности к изменяющимся внешним условиям. В отличие от начала 20-го века, когда изменения внешней среды были достаточно незначительны и условия функционирования предприятий характеризовались относительной стабильностью, сегодня экономика действует совсем в другой ситуации. Современные рыночные отношения требуют максимальной гибкости, быстрой и адекватной реакции на ситуативные изменения, готовности действовать в условиях неопределенности и рисков, способности принимать принципиально новые управленческие решения, что зачастую не способны обеспечить традиционные бюрократические механизмы.

Однако, не следует и умалять достоинств этой системы. Высокая степень организованности, четкости при распределении обязанностей и внутренней дисциплины, характерная для бюрократической структуры, является скорее позитивным, чем негативным, фактором в изменчивой конкурентной ситуации, в которой приходится выживать современной организации.