Административная школа менеджмента

А.Файоль
Другой школой, оказавшей существенное влияние на развитие менеджмента в 20-м веке, стала классическая, или административная, школа управления, появление которой связано в первую очередь с французским ученым Анри Файолем (1841-1925 гг.). Вместе со своими последователями он стремился определить общие характеристики и закономерности организаций, чтобы достичь своей главной цели – создание универсальных принципов управления. Теоретики данной школы полагали, что важно найти наиболее правильный способ дробления организации на подразделения, что позволяет оптимизировать процесс управления. В соответствии с функциональными особенностями признавалось разумным выделение в качестве структурных единиц производства, финансов и маркетинга.

Именно А.Файоль выделил те основные функции менеджмента, которые до сих пор определяют содержание деятельности управленца: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, мотивация и контроль. Помимо этого основатель классической школы сформулировал управленческие принципы, позволяющие сделать деятельность любого предприятия или организации максимально эффективной. Ключевым из них выступает разделение труда, о чем много говорилось и представителями научной школы управления. Оно позволяет увеличить объем выполняемой работы при одновременном повышении качества выпускаемой продукции. Другой принцип – четкое определение полномочий и ответственности, за которым следует требование обязательного соблюдения трудовой дисциплины, что поддерживается справедливым применением санкций. Важное место занимает у Файоля принцип единоначалия – приказы работнику должен отдавать только один человек – непосредственный начальник.

Успешное достижение поставленной цели возможно только при сохранении того, что Файоль называл «единством направления», т.е. каждая группа, стремящаяся к единой цели должна руководствоваться единым планом и иметь одного общего руководителя.

Для успешного функционирования компании необходимым условием является превалирование общих интересов над личными, поэтому работники должны понимать недопустимость обратной ситуации. Для обеспечения же верности персонала и его поддержки должна быть разработана справедливая система вознаграждения, обеспечивающая выплату достойной зарплаты. Принцип справедливости является в концепции Файоля одним из главнейших. Важным является и обеспечение стабильности для работающих на предприятии людей, т.к. текучесть кадров снижает производственные показатели. Вообще, создание внутренней гармоничной атмосферы – это основа корпоративного духа, без чего нельзя себе представить успешную компанию.

Существенным моментом является и правильное соотношение между централизацией и децентрализацией, что зависит от конкретных условий. Умелое сочетание этих факторов способно значительно повысить эффективность функционирования.

В рамках данной школы часто подчеркивалась роль такого фактора, как порядок. Именно он способен существенно сократить время на выполнение отдельных операций и в целом оптимизировать производство.

Помимо А.Файоля авторами и видными представителями этой концепции были: Линдал Ф. Урвик, Джеймс Муни, Ральф С. Дэвис и др. Основной вклад административной школы в управленческую теорию состоит в том, что ее концепция определяла управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, включающих планирование, организацию и контроль. В рамках школы в 20-е годы сформировалось понятие организационной структуры организации, как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию. Следует отметить, что при этом организация рассматривалась как замкнутая система, изменение функционирования которой достигается за счет внутренней рационализации ее деятельности без учета влияния внешней среды.