Адаптация
Виды адаптации на рабочем месте:
1) Активная и пассивная адаптация
Активная заключается в том, что работник стремится воздействовать на окружающую среду таким образом, чтобы она соответствовала его желаниям. Иными словами, когда подстраивают среду под себя.
Пассивная – когда работник подстраивается под имеющуюся среду, т.е. принимает условия.
2) Переадаптация
Ситуация, когда работник переключается с одного вида воздействия на другое.
3) Реадаптация
Самый проблематичный вид. Приспособление к ранее известным условиям, в которых находился работник ранее. Люди стремятся в условия, в которых они уже находились.
4) Физиологическая адаптация
Это адаптация организма к определенным к физическим составляющим внешней среды, например, температура, свет, поднятие тяжести. 2-3 недели.
5) Биологическая адаптация
Связана с ритмом жизни и биологическими часами. 2-3 недели.
6) Психосоциальная активность
Это адаптация к коллективу, традициям, нормам поведения. От 1,5 до 3 лет.
7) Психологическая адаптация
Это адаптация к поведению окружающих и к отношению в коллективе.
8) Профессиональная адаптация
Это адаптация к деятельности, выполняемой в рамках профессии. До 3 месяцев.
9) Агрессивная адаптация
Заключается в повышении эффективности деятельности работника в экстремальных и кризисных ситуациях.
Все эти виды адаптации имеют разные сроки продолжительности.
В учебном пособии: подходы к ориентации, программа адаптации.
Семинар.
Домашнее задание: сделать лабу номер 5. Переделать!!!
16.03.2012 лабораторная работа
Вопрос в билетах: опишите процедуру адекватности самооценки. Методика адекватности самооценки. В методике группы характеристик. В каждой группе есть характеристики. В каждой группе испытуемый выбирает по 3 характеристики. Знакомится с полярными значениями этих характеристик и заносит наименование этих характеристик в оценочные таблицы. Дальше группа экспертов оценивает выбранные характеристики по 10-балльной шкале. Затем осуществляется усредненная оценка всех оценок экспортов и заносится в таблицу. Потом самооценка. Разница между экспертной и самооценкой и выстраиваются параллельные профили. Т.е. график – один для экспертов, один – для испытуемых.
КОНСПЕКТ
Цель работы: ознакомить студентов с социально-психологическим феноменом Я-концепции и с подходами исследования и анализа самооценки.
Профессиональные качества и социально-психологические аспекты личности:
- профессиональный опыт, навыки, знания
- ведущая мотивация, основные жизненные ценности
- выраженность трудовой мотивации и ориентации на достижения
- мотивация и потенциал достижения
- самооценка (ее уровень и адекватность), самоотношение, уровень притязаний
- сильные и слабые стороны по мнению человека и степень соответствия этого мнения реальности
- коммуникативные характеристики
- готовность к сотрудничеству
- отношение к людям
- инициативность, самостоятельность, ответственность
- выраженность различных профессионально важных для отдельных профессий качеств
Руководителей оценивают по параметрам:
- стиль общения и управления
- умение принимать решения
- лидерский потенциал
- организаторские способности
Я-концепция – один из важных социально-психологических аспектов личности.
Я-концепция – это сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений индивида о себе самом вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. Я-концепция личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействия со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.
Амеркианский психолог У.Джеймс высказал идею о существовании «глобального я» (личность), включающего 2 аспекта: эмпирический объект (Ме) и познаваемый субъективным оценивающим сознанием (I). Я состоит из 4 компонентов: духовное,материальное, социальное, телесное.
Самооценка=успехи/притязания.
Основные положения Я-концепции:
1) Поведение – это продукт восприятий индивида – это не объективная реальность, а продукт субъективных восприятий в момент реализации поведения
2) Я-концепция является центральной точкой феноменального поля, вокруг которой и формируются все субъективные восприятия индивида
3) Я-концепция – это одновременно и продукт восприятия, и совокупность представлений, в которых содержатся ценности социо-культурной среды
4) Формируясь Я-концепция регулирует поведение индивида;
5) Я-концепция в целом согласована во времени и ситуативных контекстах;
6) Потребность в положительном отношении к себе от других людей возникает параллельно с формированием Я-концепция. Потребность в положительном отношении к себе самому возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими людьми;
7) При расхождении между Я-концепции и данными текущего жизненного опыта индивид использует защитные стратегии;
8) главным мотивационным побуждением человека является его потребность в самоактуализации, поддержании и повышении ценности своей Я-концепции.
Я-концепция представляет собой совокупность или структуру установок индивида к самому себе. Я-установки группируются в три категории: реальное Я (каким индивид представляет себя на данный момент); социальное Я (как, по мнению индивида, его представляют другие люди) и идеальное Я (каким индивиду хотелось бы быть).
Образ Я складывается из когнитивных составляющих установок: ролевых, статусных, имущественных, ценностных представлений человека о себе самом. Они имеют структурно-динамический характер.
Второй компонент – эмоционально-оценочный компонент носит прогностический характер. Источники оценочных суждений индивида о самом себе: социокультурные стандарты и нормы социального окружения, социальные реакции других людей по отношению к индивиду, индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.
Индивид реагирует на два процесса самооценки: сравнение «реального Я» с «идеальным Я» и сравнение «реального Я» с «социальным Я».
20.03.2012 лекция