Управление экологическим риском на уровне предприятия.

Реальным экологическим риском называется возможность (угрозы) превышения заданного (в том числе, обязательными экологическими стандартами или определенными целями предприятия) уровня эмиссии. Он превращается в экономический риск, когда наблюдается превышение эмиссии предприятием общественно принятого и закрепленного в стандартах уровня. Со стороны контролирующих структур для предприятия появляются экономически чувствительные санкции, включая закрытие предприятия, рост издержек вследствие увеличения налогообложения или наложения штрафов, уменьшение доходов и т.п., что является предпосылкой экономического риска как вероятности возникновения санкций ввиду превышения принятого уровня экологической безопасности. Реальный экологический риск и вытекающий из него экономический риск, которые в совокупности отражают высокую степень неопределенности, в литературе называются экологическим риском фирмы (см. рис. 6.1.).

Существуют две основные ситуации, при которых у предприятия возникают экологические риски.

Первая – когда и появление экологического ущерба и его последствия не определены.

Вторая – когда экологический ущерб уже наступил, но его экономические последствия для предприятия не определены.

Если первая ситуация характеризуется наличием как экологического, так и экономического риска, то вторая наличием лишь экономического риска. Первой ситуации соответствует потенциальный экологический ущерб, второй – фактический.

 

 
 

 

 


Рис. 6.1. Взаимосвязь между экологическим и экономическим

риском предприятия (Пахомова Н.В., Рихтер К.К., 2006)

Данное разграничение существенно, так как для этих двух ситуаций необходимы различные стратегии и инструменты менеджмента экологических рисков.

В основе управления экологическим риском на уровне предприятия находится взаимосвязь основных разновидностей рисков и соответствующих ущербов (см. рис. 6.2.).

 

Ущерб А – потенциальный В – фактический
1. Субъективно представляемый Экологический риск предприятия Реальный экологический риск
2. Объективно измеренный   Экономический риск
  Транспортировка опасных веществ Авария на химическом предприятии

Рис. 6.2. Взаимосвязь между основными разновидностями рисков и соответствующих ущербов как основа риск-менеджмента предприятия (Пахомова Н.В., Рихтер К.К., 2006)

Необходимым условием эффективного риск-менеджмента на предприятии является также наличие хорошо функционирующей информационной системы в виде экологических балансов, анализа сценариев, методов исследования последствий технологий, данных экологического аудита, ОВОС и т.д. Кроме того, важна и соответствующая подготовка всей организации и персонала предприятия.

Особенности риск-менеджмента применительно к представленной (см. рис. 6.2.) классификации экологических рисков представлены на рис. 6.3.

 

 
 

 

 


Рис. 6.3. Основные разновидности и особенности

риск-менеджмента

(по Пахомовой Н.В., Рихтеру К.К., 2006)

Управление рисками в разных ситуациях может производиться следующим образом (по рис. 6.2.) (по Пахомовой Н.В., Рихтеру К.К. Экономика природопользования и экологический менеджмент, 2006 г.)

Риск-менеджмент для случая А2. В данном случае мы имеем дело с научно измеренным потенциальным экологическим ущербом. У предприятия есть следующие варианты риск-менеджмента. Для случая действующего производства избежание или уменьшение возможного риска (при транспортировке радиоактивных отходов это достижимо путем избегания самой транспортировки, т.е. либо перерабатывая отходы в месте их образования, либо повышая уровень безопасности и надежности средств транспортировки, либо посредством применения чистых технологий, исключающих образование самих отходов и т.д.).

Также возможно перераспределение экологических рисков между самим предприятием и стейкхолдерами (например, путем образования вокруг потенциально опасного объекта защитных зон) или заключение договоров с фирмами специализирующимися на выполнении связанных с существенными рисками производственно-технологических операций. При этом стейкхолдерами могут считаться физические или юридические лица, которые с одной стороны, обладают возможностями в процессе реализации своих целей оказывать на хозяйствующий субъект воздействие, а с другой – сами испытывают на себе воздействие принимаемых субъектом решений.

Риск-менеджмент для случая А1. Субъективно представляемые потенциальные экологические риски в принципе возникают в результате асимметричного распределения информации между хозяйствующим субъектом и стейкхолдерами. Поэтому основной задачей является преодоление (уменьшение) этой асимметрии. Согласно О.И. Уильямсону (см.: [Williamson О.Е., МаstenS.Е., 1999]), средствами решения данной проблемы являются сигналинг и связанное с ним улучшение репутации фирмы.

Под сигналингом понимается поведение хозяйствующего субъекта, противоположное оппортунистическому (т.е. преследующему корыстные интересы), которое позволяет убедить стейкхолдеров в реальной готовности компании решать свои экологические проблемы. Примерами сигналингамогут быть:

- проверяемые самоограничения или обязательства в области ООС;

- долгосрочные, связывающие хозяйствующего субъекта природоохранные инвестиции (например, в строительство водоохранных сооружений);

- экологическийспонсоринг (финансовая поддержка экологических организаций и инициатив);

- условные договоры (например, обязательство автомобильной компании переоборудовать автомобили в случае введения в стране более жестких стандартов на выхлопные газы).

Все эти сигналы должны подтвердить серьезность природоохранных намерений и действий компании и тем самым повлиять на восприятие обществом экологических рисков, связанных с ее деятельностью.

Стратегия улучшения репутации включает в качестве одной из возможностей сигналинг, а также различные формы «PublicRelation».Другим средством улучшения экологической репутации хозяйствующего субъекта является покупка ею так называемого экологически приемлемого портфеля, например, покупка энергетической компанией акций фирмы, занимающейся рециклированием или переработкой отходов.

Риск-менеджмент для случаев В1 и В2. Здесь в качестве фактического рассматривается ущерб, который либо наступил, либо с высокой степенью вероятности наступит. Этот тип риск-менеджмента в основном базируется на использовании и формировании адекватных институтов для регулирования взаимоотношений между предприятием и стейкхолдерами и, в особенности, для регулирования происходящих в рамках этих отношений процессом обмена. Так, посредством заключения трудовых договоров между администрацией и персоналом фирмы можно предусмотреть компенсацию в виде надбавок к заработной плате воздействия на здоровье неблагоприятных условий труда, а тем самым сократить, или ликвидировать неопределенность для хозяйствующего субъекта, связанную с возможностью возникновения со стороны рабочих требований по компенсации ущерба, наносимом) их здоровью. Подобным образом функционируют и институты, регулирующие отношения фирмы с ее политико-административной внешней средой. Примером могут служить выдаваемые предприятию лицензии (разрешения) на загрязнение (в определенных пределах) окружающей природной среды. Аналогичную роль играют ОВОС и экологическая экспертиза проектов. Последняя, включая как государственную, так и общественную оценку проекта и подтверждая целесообразность (с экономической, социальной и экологической сторон) его реализации, также выступает средством регулирования отношений между инвестором и соответствующими стейкхолдерами и управления соответствующими рисками. Инструментом риск-менеджмента в рассматриваемом смысле является сертификация систем ЭМ на их соответствие ISO 14 000 (или ЕМАS).

Наряду с достаточно устоявшимися институтами, позволяющими управлять данным видом экологических рисков, существует многочисленная группа стейкхолдеров, отношения с которыми не имеют такой степени определенности (например, разного рода неформальные экологические организации, местные общины и т.п.). Для регулирования взаимоотношений с ними надо развивать инновационные институты. Речь в данном случае идет о формировании двусторонних и многосторонних трансакционных отношений. Двусторонние трансакции охватывают договорные отношения между хозяйствующим субъектом и ее разнообразнымистейкхолдерами. При этом дизайн договоров определяется хозяйствующим субъектом и стейкхолдерами самостоятельно, вне прямой связи с существующими в обществе формализованными институтами (экологическими лицензиями, сертификатами, стандартами и т.п.).

Примером многосторонних трансакций может служить институт неформальных дискуссий, где представители различных общественных труни и фирм обмениваются своими позициями (взглядами) для выработки согласованных перспектив решения определенной экологической проблемы.