Профессиональные стандарты (ПС)

Управление человеческими ресурсами становится одной из ключевых задач стратегии развития компании. Именно поэтому мы наблюдаем всплеск интереса к этой профессии и, кстати, не только в России. Эффективность и жизнеспособность бизнеса во многом зависит от профессионализма специалистов в области управления человеческими ресурсами. Создание профессиональных стандартов в этой связи более чем актуально. Они помогут создать единое поле понимания профессии как для самих специалистов в области кадрового менеджмента, так и для владельцев бизнеса, управляющих.

Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням.

 

1.3.1. Области применения профессионального стандарта

ПС применяется при подборе и расстановке кадров, при планировании и нормировании труда, а также для:

- решения задач по развитию систем управления персоналом;

- создания системы сертификации персонала и оценки уровня квалификации работников;

- разработки образовательных стандартов и программ обучения в соответствии с требованиями работодателей;

- проведения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.

ПС – это первый и самый главный шаг на пути становления эффективной системы управления кадровым потенциалом на современном предприятии.

 

1.3.2. Актуальность

Сегодня главная проблема на промышленных предприятиях – поиск квалифицированных рабочих, мастеров, руководителей среднего и начального звена!

В настоящее время современное развитие технологий значительно опережает существующую систему требований производства к составу рабочих профессий, их компетенциям, не обеспечивая своевременную трансляцию в систему образования.

В этих условиях возникли и с течением времени все более обостряются проблемы обеспечения производства квалифицированными рабочими кадрами и прежде всего в инновационных областях экономики:

- разрыв между требованиями со стороны предприятий и теми компетенциями, которые работники приобретают в системе профессио­наль­ного образования;

- увеличение затрат работодателя на профессиональную переподго­товку и адаптацию;

- несвоевременная профессиональная переподготовка.

Нормативная база разработки ПС в России Четкая позиция государства в области разработки современных профессиональных стандартов начала формироваться в 2007 году, когда было заключено Соглашение между Минобрнауки РФ и РСПП о создании по инициативе РСПП Национального агентства по развитию квалификаций.

7 мая 2012 года Президент России В.Путин подписал указы «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Им поручено:

«…. подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;

....утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов;

....разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов;

....в целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров;

…. подготовить и до 1 августа 2014 г. внести в Государственную Думу РФ проект ФЗ о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров».

 

1.3.3. Современное состояние разработки ПС

Первые современные профессиональные стандарты были разработаны Федерацией рестораторов и отельеров в 2007 г., для работников производства и обслуживания в сфере индустрии питания. В результате был успешно апробирован предложенный Центром изучения проблем профессионального образования метод функционального анализа, который затем был рекомендован к использованию РСПП.

Пока не создана нормативная база, ПС разрабатываются крупными промышленными компаниями по собственной инициативе. Корпоративные профессиональные стандарты способны заменить отраслевые в силу того, что многие крупные компании фактически являются отраслеобразующими. В настоящее время такой опыт имеют ОК РУСАЛ, «Тюменская нефтяная компания», «Российские железные дороги», «Уральская горно-металлургическая компания» и др.

Корпоративный профессиональный стандарт (КПС) представляет собой требования к содержанию и качеству выполнения трудовой деятельности (функциям) работников различных квалификационных уровней в рамках определенной профессии/области профессиональной деятельности, разработанные с учетом корпоративных потребностей, особенностей организации производства, труда и управления, прав и ответственности работников компании/отрасли.

Содержание профессионального стандарта для профессии или области профессиональной деятельности составляют единицы, каждая из которых соответствует трудовой функции. При этом каждая единица содержит перечень действий, входящих в данную трудовую функцию, необходимые знания и умения, а также указание на степень сложности этих действий и уровень ответственности и самостоятельности при их выполнении.

Такая структура ПС обеспечивает измеримость заложенных требований и возможность формирования на их основе механизмов оценки и сертификации квалификаций.

Профессиональные стандарты позволяют выявить тот набор единиц, который является необходимым и достаточным для получения соответствующей квалификации, подтверждающей право человека на осуществление конкретной профессиональной деятельности в должностной иерархии.

Профессиональный стандарт отражает минимально необходимые требования к профессии по квалификационным уровням с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ.

Профессиональные стандарты – это продукт коллективной деятельности работодателей, объединенных по видам экономической деятельности.

 

1.3.4. Назначение и функции профессиональных стандартов

Профессиональные стандарты позволяют четко структурировать профессиона­ль­ную деятельность работника за счет описания требований к трудовым функциям и качеству их выполнения, исключив дублирование трудовых функций по должностям;

- работникам предоставляется возможность определить свой профессиональный уровень и развить профессиональные компетенции, повысить квалификационный уровень и подтвердить его сертификатом, получить основу для дальнейшего профессионального роста;

- работодатели получают критерии для оценки персонала с целью повышения качества труда и эффективности работников за счет развития их компетенций, освоения требуемых квалификаций, активизации их мотивации, следовательно, для достижения высоких экономических результатов;

- работодатели приобретают возможность контролировать профессио­нализм работников, поддерживать и улучшать отраслевые стандарты качества;

- система профессионального образования в виде стандартов получает содержательную основу для обновления образовательных стандартов, разработки учебных программ, модулей и учебно-методических материалов.

Разработка профессионального стандарта – это трудоёмкий процесс, для реализации которого формируются рабочие группы специалистов из представителей предприятия и методического центра. Работа организуется в несколько этапов, в результате формируется официальный документ – профессиональный стандарт.

За предприятием остается право конфиденциальности информации, но, между тем, существует возможность пройти всероссийскую экспертизу и утвердить данный профессиональный стандарт на уровне Национального агентства развития квалификаций с последующей публикацией его, как официального Стандарта Российской Федерации в конкретной трудовой области.

 

1.3.5. Преимущества для Компании

- Создание эффективной системы управления персоналам на основе объективных показателей.

- Обеспечение необходимого уровня квалификации работников.

- Объективная оценка квалификационного уровня работника при включении его в кадровый резерв.

- Формирование системы корпоративного обучения и профессио­на­льное развитие работников.

- Сокращение затрат на подбор и адаптацию персонала.

- Формирование и подготовка внешнего кадрового резерва.

- Снижение текучести персонала за счет повышения уровня личной мотивации.

- Возможность для работника адекватно оценивать свой профессиона­ль­ный уровень и выстраивать стратегию личного развития внутри предприятия.

- Учёт специфики корпоративной и организационной культуры компании.