Роль группового и индивидуального опыта в процессе формирования личности

Накапливая социальный опыт, ребенок формирует как образы различных личностей, так и образ собственного «Я». Все дальнейшее формирование человека как личности – это построение собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким способом осуществляется постепенное создание личности с уникальнымивнутренними качествами. Но одновременно и с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт.

То, что личность социализируется не просто путем автоматического развития природных задатков, доказывают примеры социальной изоляции человеческого индивида. Известны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде животных, подобно персонажу Р.Киплинга – Маугли. Изучение восприятия такими индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного «Я», так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Такие существа не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае становления личности не произошло.

Как же осуществляется формирование личности в ходе группового общения, каким образом человек осознает свое «Я»?

Наиболее распространенным научным объяснением этого процесса является теория американского психолога и социолога ХХ в. Ч. Кули. Он исследовал процесс постепенного понимания личностью отличия своего «Я» от других личностей. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое «Я», основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт.

Самый обычный ребенок, усилия которого высоко оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте. В то же время поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, приобретает комплекс неполноценности, и его способности могут быть практически парализованы. В дальнейшей жизни первому гораздо проще будет развить свои способности, хотя изначально его потенциал мог быть гораздо ниже, чем во втором случае.

А. И. Куприн в рассказе «Синяя звезда» ярко и талантливо описал ситуацию, когда девушка, считавшаяся самой уродливой в своей стране, стала считаться первой красавицей после переезда в другую страну, где существовали совершенно иные эстетические представления.

Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Человеческое «Я», открывающееся через реакции других, получило название зеркального «Я» Чарльза Кули. Как отражение в зеркале дает образ физического «Я», так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального «Я». «Лишь в людях себя познать способен человек», - утверждал И.В. Гете. Это «социальное зеркало» постоянно изменяется, поскольку меняются сами условия жизни и окружение каждого человека. Так, ребенок при оценке своих способностей ориентирован на мнение близких людей, тех, с кем постоянно находится в личном контакте, а затем, подрастая, он уже ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей. Т.е. в зрелом возрасте личность уделяет наибольшее внимание созданию образа социального «Я» на основании оценок компетентных специалистов.

Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы индивидов, играющих роль социального зеркала. Одновременно, сознательно или бессознательно, она отбирает для себя те образы, которые способны повлиять на мнение этой группы. Кроме того, человек всегда оказывает больше внимания одним мнениям и меньше другим, он может даже вообще игнорировать мнения некоторых людей, их оценки его поступков. При этом всегда существует вероятность неправильного истолкования мнений, т.е. эффекта искаженного зеркала. И еще, существуют отличия между тем, как люди оценивают других публично, и тем, что они действительно о них думают. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые могут оказаться просто лестью. Иногда, вопреки очевидной правоте наших оппонентов, мы отказываемся слышать их критику, ведь она требует от нас определенных усилий для преодоления отмеченных недостатков. Таким образом, зеркальное «Я», формирующее личность, вследствие таких искажений никогда полностью не соответствует действительному положению вещей.

В продолжение этих взглядов в ХХ веке была выдвинута теория, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей. Это концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального «Я». В соответствии с этой концепцией «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный «Я» - образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками «обобщенного другого» этих его свойств.

Хорошо известно чувство смущения, когда после нелепого случая человек задумывается над тем, как он выглядел в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Дальнейшим развитием представлений о роли группового опыта в социализации личности является концепция «значимого другого». «Значимый другой» – это та личность, одобрения которой данный индивид добивается, и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и формирование их собственного «Я». В качестве «значимых других» могут выступать родители, любимые учителя, товарищи, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого». Поскольку под влиянием «значимого другого» формируется самооценка личности, то и ее самоуважение также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, главным образом, теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и неспособным – у него формируется комплекс неполноценности.

Помимо группового опыта на процесс формирования личности весьма существенное влияние оказывает уникальный индивидуальный опыт.

Почему дети, выросшие в одной социальной среде, имеющие сходный групповой опыт, так сильно отличаются друг от друга? Потому что их групповой опыт не был полностью идентичен, он всегда был в чем-то сходен, а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть единственным, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группами, воспринимают роли разных людей, примеряют их на себя. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его.

Картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интерпретирует его. Каждый человек не только хранит в памяти события, происшедшие с ним, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых. Психоаналитики утверждают, что некоторые инциденты, происшедшие в ходе личностного опыта, могут быть критическими, так как они придают определенную окраску всем последующим реакциям человека на окружающую среду. Все зависит от силы воздействия того или иного события на конкретного индивида. Многие люди долгие годы не могут изжить страхи, пережитые в детстве: зачастую это откладывает отпечаток на всю их последующую жизнь.

Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей.

Задача общества состоит в том, чтобы управлять процессом социализации личности, ее социальной адаптацией, в то же время бережно оберегая уникальные личные качества человека.

Как говорилось ранее, социальная адаптация представляет собой процесс приспособления, активного освоения личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. Любое общество стремится формировать определенный тип человека, максимально соответствующий его социально-культурным идеалам. Процесс социальной адаптации заключается в овладении членами общества ролями мужчины и женщины, усвоении семейных ролей, профессиональном участии в производственной деятельности, становлении законопослушными гражданами. Процесс социальной адаптации тем более успешен, чем активнее в нем участвует сам человек: его саморазвитие и самореализация. Таким образом, социальная адаптация напрямую связана с развитием личности. Когда человек полностью не адаптирован в обществе, он вступает с ним в конфликт. Эта ситуация часто заканчивается печальными последствиями для личности, ведь общество всегда сильнее. Если же личность полностью адаптирована в обществе, то она не может противостоять ему, оберегая собственную неповторимость. Исчезает ее самобытность. Разумное общество должно следить за тем, чтобы человек не становился жертвой процесса социализации. Разумеется, эту же цель должен преследовать и сам человек. Аристотель эту мысль выразил следующим образом: «Если я не за себя, то кто же за меня?». При этом не следует забывать, что существует и продолжение этого высказывания «Но если я только за себя, то зачем я?».

Контрольные вопросы и задания

1.Как групповой опыт влияет на социализацию личности?

2.Каким образом происходит осознание человеком свого «Я»?

3.Поясните, в чем сущность зеркального «Я» Чарльза Кули.

4.Расскажите, в чем проявляется эффект «искаженного зеркала».

5.В чем заключается концепция «обобщенного другого?»

6.Кто обычно играет роль «значимых других»?

7.Каковы возможные последствия социальной адаптации личности?

8.Какова роль саморазвития в социальной адаптации человека?