Бюджетирование в системе управленческого учета

Бюджетирование — это система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов дея­тельности коммерческой организации по центрам ответственности и/или сег­ментам бизнеса, позволяющая анализи­ровать прогнозируемые и полученные эко­номические показатели в целях управле­ния бизнес-процессами. Бюджеты охва­тывают все стороны хозяйственной де­ятельности и включают плановые и от­четные (фактические) данные. В прин­ципе в бюджетах отражены цели и за­дачи коммерческой организации.

В отечественной и зарубежной литературе пока нет единого мнения о том, что же может быть признано наиболее удачным определением понятия «бюджет». По мнению спе­циалистов Института дипломиро­ванных бухгалтеров по управленческому учету США: бюджет представляет собой количественный план в денежном выраже­нии, подготовленный и принятый до определенного периода, обыч­но показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые должны быть понесе­ны в течение этого периода, и капитал, который необходимо при­влечь для достижения данной цели.

В процессе бюджетирования обес­печивается текущий контроль за реше­ниями и процедурами по обеспечению достижения заданных финансовых по­казателей в результате:

§ образования, распределения и использования хозяйственных средств организации на всех стадиях ее созда­ния, деятельности, реорганизации и ликвидации;

§ формирования и изменения сто­имостных оценок и пропорций активов и пассивов.

В общем виде бюджетирование в коммерческой организации имеет сле­дующие основные цели :

§ прогнозирование финансовых результатов хозяйственной деятельнос­ти, финансовой состоятельности, установление целевых показателей эф­фективности деятельности и лимитов затрат ресурсов;

§ определение наиболее предпоч­тительных для дальнейшего развития организации бизнес-проектов, эконо­мическое обоснование бизнес-проектов, а также решений об уровнях их финан­сирования из внутренних и внешних источников;

§ анализ эффективности работы различных структурных подразделений, контроль за правильностью решений, принимаемых руководителями струк­турных единиц.

Бюджетирование обеспечивает луч­шую координацию хозяйственной дея­тельности, повышает управляемость и адаптивность предприятия к изменени­ям во внутренней (оргструктура, ресур­сы, потенциал предприятия) и внешней (рыночной конъюнктуре) среде, снижа­ет возможность злоупотреблений и ошибок в управлении, обеспечивает вза­имосвязь различных аспектов финансо­во-хозяйственной деятельности, форми­рует единое видение планов предприя­тия и возникающих в процессе их осуществления проблем всеми ответ­ственными работниками, обеспечивает более ответственный подход специали­стов к принятию решений, лучшую мо­тивацию их деятельности и ее оценку.