Организация бюджетирования на предприятии. Разработка бюджетной политики

 

Составной частью управленческого учета является бюджетирование, связанное с формированием информации для постановки целей деятельности организации, созданием информации об ожидаемых доходах и расходах, активах, обязательствах и с анализом выполнения этих целей. Центральное звено бюджетирования – бюджет. Для постановки бюджетирования на предприятии необходимо предварительно провести:

– разработку структуры генерального бюджета предприятия;

– проектирование финансовой структуры управления;

– закрепление ответственности за бюджетами и их статьями;

– разработку бюджетной политики (или раздела в Приказе об учетной политике), включая методические и организационно-технические вопросы;

– разработку положений и регламентов бюджетирования;

– создание специализированной структуры или закрепление функций по состоянию, согласованию, контролю бюджетных статей за должностными лицами.

 

 

Рассмотрим каждое направление более подробно.

1 Разработка структуры генерального бюджета предприятия и отдельных бюджетов. Структура генерального бюджета промышленного предприятия включает в себя взаимосвязанную систему финансовых и операционных бюджетов. После формирования структуры бюджета (генерального) следует провести мероприятия по закреплению полномочий по работе с бюджетами за ответственными специалистами.

2 Разработка финансовой структуры управления необходима для делегирования полномочий в части составления конкретных бюджетов менеджерам и закрепления ответственности за их выполнение. Данный вопрос тесно связан с организацией учета по центрам ответственности. Разработчиками программного обеспечения бюджетирования введен термин «центр финансовой ответственности» (ЦФО), который идентичен во многом понятию «центр ответственности». Финансовая структура – иерархическая структура ЦФО, которой придается определенный статус. Под статусом понимается ответственность за планирование, исполнение и контроль совокупности показателей. Например, центр инвестиций отвечает за эффективность использования капитальных вложений. Обычно, в качестве центра инвестиций выделяется предприятие в целом. Центр прибыли отвечает за сумму заработанной прибыли. В качестве центров прибыли выделяются филиалы, дочерние предприятия, обособленные подразделения хозяйствующего субъекта. Центр выручки отвечает за доходы, которые он приносит в процессе своей деятельности. В финансовой структуре статус центра выручки присваивается структурным единицам, связанным с маркетинговой и сбытовой деятельностью Центр затрат отвечает только за затраты: в цехе основного и вспомогательного производства; отдела логистики (снабжения).

3 Закрепление ответственности за бюджетами. Для закрепления ответственности за формированием, исполнением, учетом и контролем бюджетных статей рекомендуется применять методику матричных проекций: наложение видов бюджетов и бюджетных статей на организационные звенья финансовой структуры. Таким образом, формируя таблицу закрепления ответственности, производится детальная проработка связей между всеми компонентами, в результате которой создаются: положение о бюджетной структуре, положение о конкретных бюджетах. Положение о бюджетной структуре включает описание состава бюджетов, структуры бюджетных статей. В нем закрепляют распределение статей по бюджетам и фиксируют полномочия по составлению и по исполнению бюджетов за ЦФО. Положения по конкретным бюджетам детализируют информацию предыдущего положения. Они включают формулировку целей и задач их составления, таблицу закрепления статей бюджета за центрами финансовой ответственности, определяют порядок бюджетного контроля и бюджетный регламент.

4 Разработка бюджетной политики или раздел в Приказе об учетной политике предприятия. Определение политики бюджетирования может проводиться по усмотрению предприятия в специализированных положениях или специальном разделе Приказа об учетной политике в целях бухгалтерского учета. Методический раздел бюджетной политики формируется с целью выработки и закрепления принципов формирования показателей бюджетных статей, методов их оценки. В ней отражаются:

– методы оценки имущества;

– методы оценки и принципы формирования плановой себестоимости продукции;

– методы отражения дебиторской и кредиторской задолженностей;

– принципы планирования выручки от продаж;

– и т.д.

Вследствие отсутствия положения по бюджетной структуре, в организационно-техническом разделе бюджетной политики закрепляется состав бюджетов, сокращение или дополнение бюджетных статей и другое. В бюджетной политике определяются основные методы и процедуры для составления и контроля бюджетов. Пример управленческой учетной политики приведен в таблице 19.

Бюджетирование может осуществляться методом последовательного бюджетирования с использованием записей на бухгалтерских счетах и другими методами. На российских предприятиях наиболее распространен метод последовательного бюджетирования. Показатели, формируемые бюджетными статьями, могут быть рассчитаны с «нулевой» точки и от «достигнутого». При варианте с «нулевой» точки бюджет каждый период составляется как для вновь стартующего предприятия. При методе «от достигнутого» используется метод экстраполяции. Кроме того, выбирается последовательность работ по составлению бюджетов: «сверху-вниз», «снизу-вверх», комбинированный подход. При подходе «сверху-вниз» бюджет составляется специализированным подразделением организации, далее он доводится до подразделений предприятия и принимается к исполнению. При подходе «снизу-вверх» бюджет составляется менеджером подразделения в соответствии с целями организации. В дальнейшем индивидуальный (частный) бюджет подразделений объединяется в общие бюджеты организации. Может применяться комбинированный способ.

5 Разработка регламента бюджетирования. Бюджетный регламент включает:

– определение временного периода бюджетирования;

– определение срока возможной корректировки бюджета (например, по итогам первого месяца I квартала корректируются плановые задания на третий месяц I квартала и т.д.);

– схему документооборота по составлению конкретного бюджета;

– график документооборота с указанием участников в создании документов, адресов, количества экземпляров, сроков представления документов, форм бюджетных таблиц.

 

Таблица 19 – Элементы управленческой учетной политики

Элемент учетной политики Регламентный документ Результат
1 Организационный раздел учетной политики
Организационная структура организации Положение об организационной структуре. Должностные инструкции, отражающие перераспределение функциональных обязанностей работников Определение организационной структуры, основных ее блоков, их функций направления деятельности. Согласование основы структурных решений для построения архитектуры всех базовых подсистем управленческого учета, включая подсистему бюджетирования
Финансовая структура организации Положение о финансовой структуре Выделение центров ответственности. Классификатор центров (затрат, выручки, прибыли, маржинального дохода, инвестиций)
Бюджетно-финансовая структура Положение о бюджетировании. Положение об оплате труда Проекция финансовой структуры на различные бюджеты. Классификатор бюджетов
Элемент учетной политики Регламентный документ Результат
2 Технический раздел учетной политики
Стандарты внутреннего документооборота Регламенты взаимодействия подразделений в системе производства и управления График документооборота
Описание структуры данных для комплексной автоматизации управленческого учета Техническое задание Регламенты, подготовленные для утверждения
Формирование управленческого плана счетов Рабочий план счетов управленческого учета Кодификатор уровней аналитических счетов. Взаимосвязь счетов финансового и управленческого учета
       

Окончание таблицы 19

3 Методический раздел учетной политики
Методы оценки имущества и обязательств Положение об управленческой учетной политике Выбор метода оценки активов и обязательств. Выбор методов амортизации внеоборотных активов. Выбор методов оценки расхода оборотных активов
Методика калькулирования себестоимости продукции и ценообразования Положение об управленческой учетной политике. Положение о нормировании затрат. Положение о ценообразовании Классификатор затрат и справочник статей затрат. Классификатор носителей затрат. Структура и состав статей смет и калькуляций. Базы для распределения косвенных расходов
Система учетно-аналитических показателей для стратегического, тактического и оперативного управления Положение об управленческом анализе Набор ключевых показателей эффективности. Выбор финансовых и нефинансовых показателей для каждого центра ответственности. Процедуры мониторинга учетно-аналитических показателей
Процедуры проведения управленческого контроля Положение (инструкция) о порядке проведения инвентаризации материально - производственных запасов на складе, в кладовых цехов, на рабочих местах. Положение (инструкция) о материальной ответственности лиц, связанных с заготовлением, хранением, внутренним перемещением и использованием материально - производственных запасов Набор контрольных показателей, используемых для оценки деятельности каждого центра ответственности. Порядок формирования нормальных величин контрольных показателей. Порядок определения фактических величин контрольных показателей. Порядок оценки деятельности центров ответственности на основе проведенного анализа