Диспетчеризация в строительстве.

Основными принципами диспетчирования являются централизация, плановость, оперативность, профилактика отклонений от заданного графика работ.

Централизация диспетчерской деятельности означает осуществление её из единого центра - ПДО и обязательных распоряжений главного или сменного диспетчера для всех начальников цехов и отделов.

Плановость выражается в ведении диспетчирования на основе месячных сменно-суточных планов, в соблюдении сроков запуска-выпуска, поддержании хода производственного процесса в заданном ритме и в соответствии с заданным сменным планом.

Оперативность диспетчерской службы основывается на конкретности руководства, широкой осведомленности о состоянии работы в любом звене предприятия, систематическом контроле за ходом производственного процесса по графику и принятие незамедлительных мер по устранению возникающих отклонений.

Профилактика отклонений заключается в контроле качества сменно-суточных планов, их обеспеченности, знании пропускной способности каждого участка, его слабых сторон.

Оперативный контроль охватывает ежесменный учет сдачи цехами по графику деталей, сборочных единиц и изделий, состояния межцеховых передач и заделов в производстве, равномерность хода производства, выявление отклонений и их устранение.

Контроль равномерности хода производства в течение смены осуществляется централизованно из ПДО, где дежурят диспетчера и операторы, поддерживающие постоянную связь с диспетчерами.

В журнале диспетчерской службы регистрируются все отклонения от плана за смену, новые срочные задания, сообщения поставщиков о задержке в отправке грузов и разные поручения, которые необходимо выполнить диспетчерскому аппарату.

Исходной информацией, необходимой для облегчения бесперебойности работы, является: сменно-суточный план и данные оперативного учета о выполнении плана, об обеспеченности сменных заданий всем необходимым, перечень позиций плана, идущих с опережением или отставанием, данные журнала диспетчерской службы.

В журнале дежурный диспетчер делает отметки о принятых мерах. Кроме того, диспетчерская служба ведет картотеку, в которую входят мероприятия, осуществление которых требует более длительного периода.

Оперативность контроля усиливается ежедневными диспетчированными совещаниями, которые дают отправные данные всей работы диспетчерского отдела в течение текущих суток.

Для работы диспетчерских органов используют устройства, позволяющие руководителям быстро связываться с любым подразделением, получать информацию, давать указания с помощью телефонной, телеграфной, электронной связи.

Для непрерывного диспетчерского контроля и регулирования используется диспетчерский пульт с телевизионным устройством. В центральной части пульта помещена станция диспетчерской связи, которая обеспечивает связь проведения диспетчерских совещаний. Пульт имеет световую поисковую антенну, блоки автоматического счета и учета выпуска изделий, аппаратуру аудио- и видеозаписи и звукоусилительную станцию.

Организация диспетчерской службы предприятия начинается с составления Должностной инструкции главного (старшего) диспетчера (руководителя диспетчерской службы) предприятия.

Должностная инструкция должна быть разработана и утверждена на основании трудового договора с лицом, на которого составлена настоящая должностная инструкция, и в соответствии с положениями Трудового кодекса Республики Беларусь и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в государстве. Гражданский кодекс Республики Беларусь. Часть первая и вторая. - Минск: 2000. Главный (старший) диспетчер (руководитель диспетчерской службы) относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с нее приказом директора предприятия. В инструкции следует указать, кому непосредственно подчиняется главный диспетчер. Интернет-ресурс: http://asu-direct.ru/1c/primer-vnedreniya

На должность главного диспетчера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности диспетчера или других инженерно-технических и руководящих должностях по оперативному управлению производством, в том числе определенный стаж на данном предприятии. Во время временного отсутствия главного диспетчера (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности выполняет заместитель, назначаемый в установленном порядке, который несет полную ответственность за своевременное и надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. В своей деятельности главный диспетчер руководствуется: - законодательными и нормативными правовыми актами по оперативному управлению производством; - методическими материалами по соответствующим вопросам; - уставом предприятия; - приказами (указаниями) вышестоящих органов; - приказами и распоряжениями директора предприятия; - настоящей должностной инструкцией. Главный диспетчер должен знать: - законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по оперативному управлению производством, профиль, специализацию и особенности структуры предприятия, перспективы его развития; - основы технологии производства продукции предприятия; - организацию производства в отрасли и на предприятии; - номенклатуру выпускаемой продукции, виды выполняемых работ и услуг; производственные мощности, технические характеристики, конструктивные особенности и режимы работы оборудования предприятия, правила его эксплуатации; - порядок и методы производственного планирования, специализацию и территориальное расположение подразделений предприятия, производственные связи; - системы и методы учета хода производства; - положения, инструкции и другие руководящие материалы по разработке и оформлению технической документации; - организацию работы производственных складов, транспортных и погрузочно-разгрузочных работ на предприятии; - стандарты и технические условия на поставку выпускаемой предприятием продукции; передовой отечественный и зарубежный опыт в области оперативного управления производством; - основы экономики, организации труда и управления; - основные вопросы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда