Основные философские проблемы

Кроме познания мира как единого, его основ и глубинной сущности, философская мудрость предполагала также раздумья о природе человека, его сущности, предназначении, смысле жизни. Первоначальные представления о человеке сложились задолго до того, как возникла философия. Человек необъясним, загадочен, божественен. Древние люди всегда рассматривали человека как часть общества, а общество как часть космоса. Для них природа и человек не противостояли друг другу, а потому им и не должны были соответствовать два различных способа познания. Природные вещи и явления мыслились в терминах человеческого опыта, а человеческий опыт – в терминах космических явлений. По мере развития человека мир мыслился по аналогии с человеческой жизнью, ее условиями и закономерностями. Создание мира представлялось как рождение при наличие родителей всего сущего. Такой парой прародителей были Земля и Небо. Сотворение мира и людей мыслится как рождение от Великой матери, будь то богиня (как в Греции), или же демон (как в Вавилоне), или существо мужского пола (как в Египте). Так возникало понимание некоего генеалогического родства природы и всего живого.

Несмотря на еще присутствующую власть мифа, можно подчеркнуть, что философское знание изначально обладает человеческим измерением. Уже в ранних философских построениях ставятся вопросы человеческого сознания, познания, способностей. Они связываются с наличием у человека души и тела. Душа тождественна разуму. Достаточно высоко ценится и телесность человека. Уже Гераклит утверждает, что проникнуть в тайну природы невозможно, не раскрыв тайну человека. Сократ, афинский философ, вообще оставил философии только один вопрос: "Что есть человек?". Единственный универсум, который должна исследовать философия – это универсум человека; самопознание ведет к человеческому пониманию мира, к уяснению каков он есть, каким будет.

Не сразу отчетливо проявилась и выкристаллизовалась философская проблематика: осознание мира и его устройства, структуры; познание себя, человеческого мышления; поиск универсальных причин и связей мира и т.д.

Но изначально и всегда философская проблематика – это проблематика предельного заострения, это отказ от частностей, концентрация сознания на мире целого, неисчерпаемого.

Принципиальная характеристика философских проблем – невозможность их окончательного решения. Это так называемые "вечные" проблемы, "конечные" вопросы. Принципиальная неразрешимость не уничтожает их, а заостряет в каждую конкретную эпоху. "Философия – есть в мыслях схваченная эпоха" (Г. Гегель).