Усреднение руд на открытых складах
Усреднительные штабели недробленого и дробленого минерального сырья используют для усреднения железных руд, руд цветных металлов, углей, бокситов и т. д.
На открытых складах могут работать машины двух типов:
§ колесные и гусеничные — со свободным перемещением;
§ стационарные — с ограниченным передвижением (мостовые и консольные конвейерные штабелеукладчики и погрузочные машины производительностью до 1500—2000 т/ч).
Благодаря колесным и гусеничным машинам достигается гибкость в работе склада, их взаимозаменяемость или использование на других работах, а также высокая производительность труда. Однако для маневрирования таких машин требуется значительное пространство. При этом эффективность использования площади вдвое меньше, чем на складах со стационарным оборудованием. Для колесных машин также нужны площадки и дороги с хорошим покрытием; кроме того, не все виды руд можно складировать при помощи подвижных машин (вязкие руды трудно складировать при помощи тракторных экскаваторов или скреперов).
На складах со стационарным оборудованием, работающим при любой погоде и грунте, при эксплуатации кранов с большими пролетами, конвейеров и других наземных технических средств можно перемещать руду любых сортов (верхний предел крупности ограничен до 100—150 мм). Наиболее эффективно используется площадь склада и обеспечивается высокая производительность при небольших удельных капитальных затратах. Здесь легко осуществить дистанционное управление и внедрить автоматизацию. Однако сооружение таких складов требует больших капитальных затрат и высокой надежности применяемого оборудования, выход из строя даже незначительной части которого приведет к нарушению всей системы складирования.
На рис. 3.1 показана схема рудного усреднительного штабельного склада, оборудованного колесными погрузчиками. Здесь двухсторонний сквозной железнодорожный путь: для подачи руды из забоев карьера на склад и для отгрузки ее на обогатительную фабрику.
Рис.3.1. Схематический план рудного усредненного склада:
1 — разгрузочный путь; 2 — руда после разгрузки состава; 3 — колесный погрузчик при формировании штабеля; 4 — формируемый штабель; 5 — отгрузочный путь; 6 — проектный контур заполненного штабеля; 7 — отгружаемый штабель; 8 — электровозный состав; 9 - подача руды погрузчиком в состав
Каждый участок имеет два штабеля. Один штабель находится в стадии формирования, другой — заполненный, из которого в любой момент руда может подаваться колесным погрузчиком к порожним составам. Длина каждого штабеля соответствует длине состава.
Порядок разгрузки и загрузки составов показан на рис. 3.2. После прибытия состава на склад руда из думпкаров разгружается под откос. Из насыпи она зачерпывается ковшом колесного погрузчика, доставляется до штабеля и укладывается наклонными слоями равномерно по всей длине. Каждый такой слой характеризует качество руды одного состава или отдельного добычного забоя. Из штабеля руда отгружается только после заполнения его до проектной ширины (см. рис. 3.1). К моменту полной отгрузки руды из одного штабеля заканчивается формирование другого. Вследствие этого на каждом участке склада периодически меняются функции двух смежных штабелей.
Наиболее полное усреднение руды по содержанию ценного компонента и текстурным признакам достигается при соблюдении следующих условий:
§ погрузка руды в думпкары должна производиться с торца штабеля;
§ каждый думпкар надо загружать рудой из разных мест забоя штабеля, чтобы состав ее в думпкаре характеризовал качество всех наклонных слоев поперечного сечения штабеля.
При небольшом объеме перегрузки на усреднительном складе работу организуют следующим образом:
Рис. 3.2. Разгрузка и формирование штабеля (а) и погрузка руды в состав (б):
1 – думпкар; 2 – осыпь руды после разгрузки состава; 3 – колесный погрузчик; 4 – наклонные слои; 5 - штабель
1. Каждый погрузчик обслуживает свой участок. После разгрузки состава он укладывает руду в формируемый штабель наклонными слоями. По прибытии порожнего состава эта же машина грузит руду из готового штабеля в думпкары в определенных объемах.
2. Один погрузчик используют только для укладки руды в штабели, другой — для транспортировки ее к составам на обоих участках склада.
3. Для сокращения продолжительности цикла загрузки обе машины одновременно заполняют думпкары на одном участке склада или укладывают руду в штабели на обоих участках.
При больших объемах перегрузок, когда требуется 3—4 перегрузчика, не исключены другие варианты организации работ на складе.
На открытых усреднительных складах используют перегрузчики (экскаваторы) на гусеничном и пневмоколесном ходу. Последние имеют ряд преимуществ вследствие большей маневренности.