Натурфилософские учения о первопричинах образования веществ

Натурфилософские учения о первопричинах образования веществ относятся кVII - V веку до нашей эры ( Конфуций и Лао-Цзы в Китае, Будда в Индии, Фалес в Греции и др.) Особо следует отметить ученых Древней Греции. Так Фалес первоначалом всего считал воду, а она превращается в воздух, Анаксимен – воздух, а Гераклит – огонь. Существовали учения о двух первоначалах и многих (антропоморфизм). Так, например,Эмпедокл выделяет четыре начала вещей (огонь, воздух, вода, земля). Почти одновременно появилось учение Левкиппа о дискретном строении материи. Он и его ученик Демокрит считали, что все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц – атомов.

Демокрит говорил об атомах: «Начала вселенной – атомы и пустота. Все же остальное существует лишь во мнении. Атомы не поддаются никакому воздействию (которое изменило бы их), и они неизменяемы в следствие твердости…Атомы суть всевозможные маленькие тела, не имеющие качества, пустота же – некоторое место, в котором все эти тела в течение всей вечности носятся вверх и вниз, или сплетаются каким-либо образом между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой в такие соединения, и, таким образом, они производят и все прочие сложные тела, и наши тела, и их состояния, и ощущения».

Атомистика Демокрита положила началу естественно – научному материализму. Аристотель признавал четыре начала Эмпедокла и полагал, что есть пятое – квинтэссенция. Каждая из систем является носителем двух свойств: вода – холодная и влажная, огонь – теплый и сухой. Стихии могут переходить друг в друга. Его учение привело к мысли о возможности трансмутации металлов – переходе неблагородных металлов в золото. Эта идея легла в основу алхимии.

Во втором веке до нашей эры, ученик Аристотеля, Александр Македонский завоевал Египет и основал город Александрию. Птолемей – один из военачальников, после смерти Александра основал Александрийскую академию. Химия в это время еще не выделилась в самостоятельную науку. Она составляла часть священного тайного искусства жрецов и была недоступна для широких масс. Александрийские ученые ничего нового в натурфилософию не внесли, но они усовершенствовали некоторые приемы, химическую посуду и приборы.

Другим крупным центром культуры Древнего мира является Рим.

Лукреций Кар (1 век до нашей эры) - последователь Демокрита и Эпикура – высказывал в своем труде «О природе вещей» мысли о вечности материи, о сохранении вещества, об атомах.

В книгах Плиния много сведений о металлах, минералах, стеклах.