Саморегулирование корпоративной социальной ответственности в Европейском Союзе: общественные инициативы

 

При анализе регулирования КСО в европейских странах особое внимание необходимо уделить слаженному взаимодействию много­численных групп интересов, продвигающих принципы устойчивого развития и КСО, таких как некоммерческие организации (НКО), про­фсоюзы, представительства различных международных организаций, что обеспечивает интеграцию КСО в сферу публичной политики и её влияние на развитие европейской политической конкуренции. Каж­дая из этих групп стейкхолдеров способна стимулировать КСО как напрямую, так и опосредованно.

Особое внимание необходимо уделить слаженному взаимодей­ствию многочисленных групп интересов, продвигающих прин­ципы устойчивого развития и КСО, таких как некоммерческие организации, профсоюзы, представительства различных международных организаций, что обеспечивает интеграцию КСО в сферу публичной политики и её влияние на развитие европейской политической конкуренции.

На пространстве ЕС активно работают несколько десятков крупных не­правительственных и межкорпоративных научных и практических центров исследования и реализации принципов корпоративной социальной ответ­ственности.

Крупные международные компании, в свою очередь, развивают практи­ку взаимодействия с заинтересованными сторонами, расширяя набор ин­струментов и используя новые подходы. Причём, если раньше большинство компаний выстраивало коммуникацию с заинтересованными сторонами, стремясь лишь минимизировать свои риски, то в настоящее время органи­зации всё чаще рассматривают взаимодействие как инструмент формиро­вания новых возможностей. Такой подход подразумевает использование не только традиционных инструментов информирования и диалога, но и большее вовлечение заинтересованных групп в процессы принятия реше­ний внутри компании.

Примерами здесь могут служить: создание внешних консультационных советов; включение в совет директоров независимых членов; реализация социальных или экологических партнёрских инициатив с некоммерчески­ми организациями. Так, например, в случае Shell или Nike внедрение про­грамм корпоративной социальной ответственности следовало за волной пу­бличной критики со стороны различного рода организованных активистов.

Институты ЕС также направляют свои усилия на инициацию публич­ных дискуссий по всем аспектам КСО. Так, в 2002 году организован Евро­пейский форум КСО, который объединил около 50 авторитетных стейкхол-деров: представителей бизнеса, НКО и сектора потребителей и заказчиков. По итогам своей работы форум выработал рекомендации, закрепляющие принципы прозрачности ведения европейского бизнеса, участия нацио­нальных властей в развитии КСО. Указанные документы имели скорее амбициозный характер, содержали большое количество норм-принципов, тогда как вопросы отчётности и единых европейских стандартов остались открытыми.

Среди инструментов, направленных на саморегуляцию европейских бизнес-процессов, выделяется Альянс КСО, открытый для бесплатного вступления компаний любого размера и представляющий наиболее пока­зательный опыт КСО (стратегии, инициативы, результаты, лучшие практи­ки). Помимо Альянса, Еврокомиссия разработала ещё целый комплекс мер, включая выпуск руководств, спонсирование исследований на тему КСО, создание площадок для объединения стейкхолдеров и др.

Так, в 2013 году Европейская комиссия обязуется создать платформы для продвижения КСО с привлечением стейкхолдеров по секторам, а уже в 2012 году инициировать учреждение награды за партнёрство между ком­паниями и стейкхолдерами. Комиссия заявляет о своих планах начать дис­куссию о роли бизнеса в обществе в XXI веке с целью выработать единое понимание в этом вопросе и сформулировать ожидания.

В заключение напрашивается вывод, что в настоящее время корпора­тивная социальная ответственность - это не только глобальная мода, но долгосрочный тренд в европейской политике, отражающий появление соци­альной политики нового типа, политики, находящейся не в ведении нацио­нальных государств, но общественных, международных и деловых структур.