Саморегулирование корпоративной социальной ответственности в Европейском Союзе: общественные инициативы
При анализе регулирования КСО в европейских странах особое внимание необходимо уделить слаженному взаимодействию многочисленных групп интересов, продвигающих принципы устойчивого развития и КСО, таких как некоммерческие организации (НКО), профсоюзы, представительства различных международных организаций, что обеспечивает интеграцию КСО в сферу публичной политики и её влияние на развитие европейской политической конкуренции. Каждая из этих групп стейкхолдеров способна стимулировать КСО как напрямую, так и опосредованно.
Особое внимание необходимо уделить слаженному взаимодействию многочисленных групп интересов, продвигающих принципы устойчивого развития и КСО, таких как некоммерческие организации, профсоюзы, представительства различных международных организаций, что обеспечивает интеграцию КСО в сферу публичной политики и её влияние на развитие европейской политической конкуренции.
На пространстве ЕС активно работают несколько десятков крупных неправительственных и межкорпоративных научных и практических центров исследования и реализации принципов корпоративной социальной ответственности.
Крупные международные компании, в свою очередь, развивают практику взаимодействия с заинтересованными сторонами, расширяя набор инструментов и используя новые подходы. Причём, если раньше большинство компаний выстраивало коммуникацию с заинтересованными сторонами, стремясь лишь минимизировать свои риски, то в настоящее время организации всё чаще рассматривают взаимодействие как инструмент формирования новых возможностей. Такой подход подразумевает использование не только традиционных инструментов информирования и диалога, но и большее вовлечение заинтересованных групп в процессы принятия решений внутри компании.
Примерами здесь могут служить: создание внешних консультационных советов; включение в совет директоров независимых членов; реализация социальных или экологических партнёрских инициатив с некоммерческими организациями. Так, например, в случае Shell или Nike внедрение программ корпоративной социальной ответственности следовало за волной публичной критики со стороны различного рода организованных активистов.
Институты ЕС также направляют свои усилия на инициацию публичных дискуссий по всем аспектам КСО. Так, в 2002 году организован Европейский форум КСО, который объединил около 50 авторитетных стейкхол-деров: представителей бизнеса, НКО и сектора потребителей и заказчиков. По итогам своей работы форум выработал рекомендации, закрепляющие принципы прозрачности ведения европейского бизнеса, участия национальных властей в развитии КСО. Указанные документы имели скорее амбициозный характер, содержали большое количество норм-принципов, тогда как вопросы отчётности и единых европейских стандартов остались открытыми.
Среди инструментов, направленных на саморегуляцию европейских бизнес-процессов, выделяется Альянс КСО, открытый для бесплатного вступления компаний любого размера и представляющий наиболее показательный опыт КСО (стратегии, инициативы, результаты, лучшие практики). Помимо Альянса, Еврокомиссия разработала ещё целый комплекс мер, включая выпуск руководств, спонсирование исследований на тему КСО, создание площадок для объединения стейкхолдеров и др.
Так, в 2013 году Европейская комиссия обязуется создать платформы для продвижения КСО с привлечением стейкхолдеров по секторам, а уже в 2012 году инициировать учреждение награды за партнёрство между компаниями и стейкхолдерами. Комиссия заявляет о своих планах начать дискуссию о роли бизнеса в обществе в XXI веке с целью выработать единое понимание в этом вопросе и сформулировать ожидания.
В заключение напрашивается вывод, что в настоящее время корпоративная социальная ответственность - это не только глобальная мода, но долгосрочный тренд в европейской политике, отражающий появление социальной политики нового типа, политики, находящейся не в ведении национальных государств, но общественных, международных и деловых структур.