Беларусь в составе Российской империи: попытки возрождения парламентаризм
После присоединения земель Великого Княжества Литовского к России не прекращаются попытки восстановления белорусской государственности. Одной из первых таких попыток является «проект Огинского». К началу 1811 г. вокруг Михаила Клеофаса Огинского сформировалась группа единомышленников, чьей главной целью было восстановление Великого Княжества Литовского. В апреле 1811 г. М.-К. Огинский направляется в Санкт-Петербург, где 25 апреля встречается с Александром I. Он предлагает императору восстановить Великое княжество Литовское в качестве автономии в составе России. Получив от императора добро для разработки и представления программы действий и устройства будущего Великого княжества Литовского, он, консультируясь с членами своей группы, приступает к разработке программы действий и проекта конституции Княжества.
Проект конституции, которая называлась «Государственный закон Великого Княжества Литовского», по поручению Огинского разработали Ф. Друцкий-Любецкий и Л. Плятар. «Государственный закон» состоял из 10 разделов и 266 статей. В соответствии с ним органом государственной власти Великого княжества Литовского должен был стать двухпалатный Сейм. Верхняя палата – Сенат из 12 архиепископов и бискупов, 15 воевод, 14 кашталянов, 8 высших чиновников и 4 министров (всего 53 сенатора). Нижняя – Посольская палата из 240 депутатов (из них 80 от городов), избираемых на 6 лет. Каждые 2 года 1/3 состава палаты должна была обновляться. По образцу Сейма планировалось формирование рады воеводств и поветов. Сейм должен был иметь право вносить изменения и дополнения в Статут Великого княжества Литовского (все кодексы вместе взятые). Любые изменения конституции Княжества могли быть осуществлены по инициативе Великого князя (а согласно личной унии – императора) и с одобрения объединенных палат Сейма, Кроме того, «Государственный Закон» предусматривал отмену крепостного права.
На начальном этапе эта идея поддерживалась Александром I. Однако М.М. Сперанский, имевший значительное влияние на императора, убедил его, что для поддержки России жителями бывшего Великого Княжества Литовского достаточно и менее радикальных мер. Кроме того, по словам Сперанского, планы восстановления Великого княжества Литовского могли отрицательно сказаться на общественном мнении в России. Дескать, надо бы сначала создать секретную комиссию из 8 верных императорупредставителей губерний будущего (и бывшего) Великого Княжества Литовского, а затем принимать то или иное решение. Узнав о действиях Сперанского, Огинский приходит в ярость. Он продолжает настаивать на необходимости осуществления своего проекта. Однако 8 февраля 1812 г. Огинский получает от Александра I окончательный отказ. Более всего окружение императора пугало не ограничение самодержавия, а прецедент с отменой (хотя бы и лишь на части территории Российский Империи) крепостного права.
После вступления наполеоновской армии на территорию Беларуси, национально-освободительнное движение за независимость от России получает новое развитие. 29 июня 1812 г. в Виленском Кафедральном соборе в торжественной обстановке было объявлено о новой унии Великого Княжества Литовского и Польши. 1 июля 1812 г. Наполеон подписывает указ о временной организации власти в Великом Княжестве Литовском. Временное правительство возглавляет Ю.И. Касаковский. Однако вопрос о парламенте возрожденного Великого Княжества решен не был, хотя в обществе активно обсуждались две основные концепции разделения властных полномочий:
1. Сильный парламент и сильный монарх (Конституция Герцогства Варшавского 1807 г., Конституция 3 мая 1791 г.).
2. Слабый парламент и сильный монарх (французские конституции 1804 и 1809 гг.).
После отступления Наполеона в начале сентября 1812 г. Временное Правительство эмигрирует в Варшаву, а 27 июня 1813 г. в Дрездене объявляет о своем самороспуске.
Восстание 1830–1831 гг. на белорусских землях сопровождалось появлением политических организаций. Главной целью этих организаций являлось политическое руководство восстанием, так как лидеры Польши не могли влиять на ход восстания на землях бывшего Великого княжества Литовского, которое развивалось стихийно. Первой такой организацией стал Виленский центральный повстанческий комитет (ВЦПК). И ВЦПК, и его преемник – Временное Главное польское управление в Литве заявляли о своей приверженности принципам парламентаризма, установленным Конституцией 3 мая 1791 г. Единый парламент Речи Посполитой, как и автономный парламент Великого княжества Литовского, должны были быть основаны на принципах Конституции 3 мая. Однако восстание было подавлено, и идеи парламентаризма осуществить не удалось.
Очередная попытка воссоздания белорусской государственности имела место в 1863–1864 гг. (восстание Калиновского). Поначалу (1 февраля 1863 г.) руководство восстанием осуществлял Литовский провинциальный комитет (Л. Звяздовский, затем К. Калиновский), Позднее (февраль 1863 г.) Комитет был распущен по приказу из Варшавы и вместо него был создан Отдел управления провинциями Литвы во главе с Я. Гейштором,
В ходе восстания 1863–1864 гг. лишь правительство Я. Гейштора выступало за воссоздание парламента Речи Посполитой на принципах Конституции 3 мая 1791 г. Правительства Л. Звяздовского и К. Калиновского не имели четких представлений о структуре будущей государственной власти в стране.
XX в. был ознаменован возрождением белорусской государственности на основе парламентаризма. Уже в 1915 г. начинаются попытки создания белорусских органов власти. После февральской революции 1917 г. в России начинается формирование национальных органов власти. Был образован Белорусский Национальный Комитет (БНК). Главными задачами БНК явилось проведение выборов на территории Беларуси во Всероссийское Учредительное Собрание и Белорусскую краевую раду. Летом 1917г. БНК передает свои полномочия Исполнительному Комитету.
В том же 1917 г. создается временный краевой белорусский предпарламент – Центральная рада (позднее был преобразована в Великую белорусскую раду). Однако Статут Центральной рады был пропитан «социалистическим духом» и не позволял значительной части населения страны (среднему классу, аристократии) иметь в ней своих представителей. Чтобы выйти из этого кризиса, были проведены выборы в Первый Всебелорусский Конгресс (Съезд). Приводим результаты этих выборов: Социалистический Блок (коалиция во главе с Белорусской социалистической громадой) – 13,14% (246 мест), большевики – 3,20% (60 мест), Российская партия левых социалистов-революционеров – 2,67% (50 мест), белорусские монархисты - 0,15% (3 места), Белорусская социал-демократическая рабочая партия – 0,11% (2 места), прочие партии – 0,43% (8 мест), беспартийные кандидаты – 80,30% (1503 места), общий состав Конгресса – 1872 депутата. Таким образом, большевики не сумели получить в Конгрессе большинство мест. Согласно решению Конгресса парламентом должен был стать Всебелорусский Совет, который так и не был создан. Когда 30 декабря 1917 г. Конгресс провозглашает Беларусь автономной парламентарной республикой, он был разогнан большевиками.
19 февраля 1918 г. в Минске вспыхивает восстание, организованное бывшими депутатами Конгресса. Исполнительный Комитет Рады Конгресса объявляет себя властью в стране. 21 февраля Исполнительный Комитет создает Народный Секретариат. Этот акт был оформлен Первой Уставной грамотой к народам Беларуси. 9 марта 1918г. была принята Вторая Уставная грамота к народам Беларуси, которая определяла временное государственное устройство страны, в том числе и в отношении парламента. Учредительный Сейм (учредительное собрание) БНР должен был быть избран «...на основах всеобщего, равного, простого [прямого], тайного и пропорционального избирательного права...»,до создания которого законодательная власть в стране должна была временно принадлежать Раде Всебелорусского Конгресса, которая избирала временное правительство – Народный Секретариат.
Вскоре после этого, на основе Исполнительного Комитета Рады Всебелорусского Съезда был образован белорусский предпарламент – Рада Белорусской Народной Республики. Это было значимым событием в истории белорусского парламентаризма XX в. Приводим партийный состав Рады БНР на апрель 1918 г.: Белорусская социалистическая громада (БСГ) – 18 мест (22,5%), либерал-монархисты из Белорусского Народного Представительства в Менске (БНПМ) – 10 мест (12,5%), блок еврейских социалистических партий – 7 мест (8,75%), консерваторы из Рады Земли Менской – 4 места (5%), остальные депутаты – беспартийные. Состав Рады 80 депутатов.
Вскоре были предприняты попытки реформирования Рады. В апреле-мае 1918 г. фракция БНПМ предложила создать верхнюю палату предпарламента – Генеральную Комиссию, однако, это предложение было отклонено. Следующая попытка реформы предпарламента оказалась удачной. 29 октября 1918 г. был принят Статут Рады БНР. В этом документе определялись структура и полномочия Рады. Статутом определялся статус Рады (предпарламента) и Сейма (парламента) БНР: «2. Верховная Власть осуществляется Сеймом Республики, который избирается на основе всеобщего, равного, тайного, простого и пропорционального избирательного права... До избрания Сейма, Законодательная Власть принадлежит Раде Республики...». Рада БНР определялась как «Высшее Временное Законодательное Учреждение» (Приложение 3). Определялся состав Президиума Рады и порядок его избрания, а также кворум Рады (1 /3 от ее состава).
11 ноября 1918 г. был принят Закон о правах и обязанностях Совета Народных Министров БНР, который установил рамки зависимости правительства от предпарламента.
Таким образом, можно утверждать, что БНР по своему политическому устройству представляла собой полноценную парламентскую республику. Во-первых: парламент провозглашался верховным органом государственной власти («Верховная Власть осуществляется Сеймом Республики... До избрания Сейма, Законодательная Власть принадлежит Раде Республики, а Исполнительная... Народному Секретариату». Во-вторых: правительство (скачала Народный Секретариат, а затем Совет Народных Министров) было подотчетно парламенту, власть правительства «осуществляется... под постоянным контролем Рады... на началах парламентской ответственности». В-третьих: Премьер-министр избирался парламентом из числа депутатов. И наконец, компетенция правительства и отдельных министерств утверждалась Радой.