Автосцепное устройство.

Автосцепка СА-3предназначена для автоматического сцепления подвижных единиц при их нажатии или сооударении. Основной частью типовой автосцепки СА-3 (рис. 8, а) является корпус, имеющий пустотелую головку, в которой размещается механизм сцепления. Головка имеет двузубый нессимметричный контур.

Посредством тягового хомута 5 и клапана 4 автосцепка 1 соединяется с поглощающим аппаратом 6, амортизирующим ударение и тяговые усилия при передаче их на раму экипажа. Действующие на автосцепку тяговые усилия через клин 4 передаются хомуту, который перемещает корпус поглощающего аппарата к буферному брусу.

 

Рис. 8. Автосцепка СА-3 (а), ее механизм сцепления (б) и по­глощающий аппарат (в)

 

Рис. 8 (б) Механизм сцепления:

1-замок, 2-замкодержатель, 3-предохранитель, 4-подъемник, 5-валик подъемника, 6-болт.

 

При этом пружины, находящиеся внутри поглощающего аппарата, сжимаются и усилие передается через плиту 9 на угольники 10 при ударных усилиях хвостовик автосцепки также сжимает пружины, воздействуя на них с другой стороны. Корпус поглощающего аппарата при этом упирается в угольники 7, укрепленные на раме машины. Корпус автосцепки поддерживается центрирующей балочкой 2, которая подвешена на двух маятниковых подвесках 3.

Механизм сцепления автосцепки (рис. 8, б) состоит из замка 1, замкодержателя 2, собачки 3, подъёмника 4, валика подъёмника 5, и болта 6, закрепляющего валик подъёмника. Замок 1 предназначен для замыкания автосцепки после того как малые зубья их головок под действием нажатия локомотива войдут в зевы автосцепок. У сцепленных автосцепок замкодержатели 2 и собачки 3 занимают положение, при котором исключается перемещение замков от толчков подвижного состава в обоих направлениях, т. е. предупреждает соморасцепление.

Размыкание автосцепок происходит только после утопания в зев головки одной автосцепки замка от поворота расцепного рычага. При этом соединённая с ним цепочка осушествляет поворот подъёмника 4 и изменяет положение собачки 3. при дальнейшем повороте подъёмника 4 освобождённый замок вводится внутрь полости головки и не препятствует выходу из зева малого зуба одной из автосцепок. Состояние автосцепок (сцеплены или расцеплены) определяют по сигнальному отроску замка: при расцепленном состоянии он должен выступать снизу из корпуса автосцепки, а при сцепленном его не видно.

Поглощающий аппарат автосцепки (рис. 8, в) состоит из корпуса 1, в котором заключены стянутые болтом 5 нажимной корпус 2, нажимная шайба 4 с фрикционными клиньями 3 и цилиндрические пружины 6 и 7. поглощающий аппарат амортизирует растягивающие и сжимающие усилия с одинаковой эффективностью. При сжатии поглощающего аппарата совершается работа, часть которой накапливается в виде потенциальной энергии от сжатых пружин 6 и 7, а большая часть переходит в тепло при трении фрикционных клиньев 3 о нажимной корпус 2 и корпус 1.

Проверки автосцепного устройства.

Автосцепные устройства осматривают, не снимая с машины, проверяют крепление клина 2, убеждаются в отсутствии трещин в хомуте 1 и хвостовике 3 (рис 8, г).

Действие расцепного привода проверяют, поворачивая ручку 7: замок 4 должен полностью уйти внутрь головки. Подвижность замка определяют, нажимая на него рукой: он должен свободно входить в головку автосцепки и возвращаться под действием собственного веса в исходное положение.

Работоспособность предохранителя (против саморасцепа) устанавливают, нажав правой рукой на лапу замкодержателя 5, а левой рукой на замок, который должен остаться в первоначальном положении.

Действие всего механизма автосцепки проверяют, повернув балансир валика 6 до отказа; при этом замок утопает в головке автосцепки. Затем нажимают на лапу замкодержателя, а балансир валика отпускают: замок должен остаться в головке. Подвижность автосцепки в горизонтальной плоскости определяют покачиванием.

Рис. 8 г. 1-хомут; 2-клин; хвостовик; 4-замок; 5-замкодержатель; 6-балансир валика; 7-рычаг.