Обозначение посадок подшипников качения на чертежах

 

Подшипниковые посадки отличаются от посадок гладких цилиндрических соединений также и обозначениями на чертежах.

Отверстия в корпусах, которые предназначены для установки в них подшипников 0 и 6 классов точности, необходимо, как правило, обрабатывать с точностью 7-го квалитета (qотв = 7), - а валы - 6-го квалитета (qвала = 6).

Отклонение формы и расположения поверхностей валов и отверстий корпусов, которые соединяются с подшипниками качения, приводят к деформации колец и нарушению нормальной работы подшипникового узла. Поэтому допуск цилиндричности не должен превышать для подшипников:

- РО, Р6 - 1/4 допуска на размер Тр.р;

- Р5, Р4 - 1/8 допуска на размер Тр.р;

- допуск биения торцов должен равняться соответствующим величинам биений для цилиндрических поверхностей, при этом отклонение овальности и конусности валов и корпусов в местах установки подшипников каченияне должны превышать 0,5*Td или 0,5*TD.

Шероховатость также ограничена и зависит от:

- номинального размера;

- класса точности подшипника

и определяется для валов, отверстий в корпусе, торцов заплечиков. Шероховатость и точность формы посадочных поверхностей валов и корпусов для соединения с шарико- и роликоподшипниками приведена в табл. 2.

Таблица 2. Шероховатость и точность формы посадочных поверхностей

 

    Класс точности Шероховатость, Rа
D, d < 80 D, d > (80...500)
Валов 6 и 5 1,25 0,63 0,32 2,5 1,25 0,63
Отверстий корпусов 6; 5 и 4 1,25 0,63 2,5 1,25
Торцов заплечиков и отверстий корпусов 6; 5 и 4 2,5 1,25 2,5 2,5

 

Поскольку использование системы отверстия для соединения внутренних колец подшипников с валами и системы вала для соединения внешних колец с корпусами является обязательным, на сборочных чертежах посадки колец подшипников принято обозначать одним полем допуска: так, как на рис. 3.

 

Рис. 3. Обозначение посадок подшипников качения на сборочных чертежах (а) и полей допусков на чертежах деталей (б).