Преобразование энергии в ДПТ с независимым возбуждением.
Исходя из общих позиций ЭМП, рассмотрим общую схему:
Основное условие расчета 2-х фазной электрической машины это переменный характер токов протекающих в фазах.
С позиций работы ДПТ необходимo обеспечить переменный характер токов якоря машины.
Чтобы получить вращающий момент и ввиду того, что м.д.с. неподвижна в пространстве, необходимо обеспечить неподвижность в пространстве м.д.с. ротора. Только тогда создается условие для вращения, а для создания выше указанных условий необходимо, чтобы при вращении ωэл, м.д.с. ротора должна быть противоположна вращению ротора и иметь частоту -ωэл.
Такое условие сохраняется, если обмотки фаз ротора обтекаются токами i2q, i2d с частотой вращения ротора ωэл.
i2q, i2d – переменные токи.
В результате преобразования координат, расположение обмоток приводим к неподвижным координатам 1α, 1β, поскольку основное условие работы ДПТ: пространственная неподвижность м.д.с.
В результате преобразования получаем:
Приведённые значения токов
Тогда общее уравнения электрического равновесия:
Т.к. U1α = 0, то i1α = 0; т.к. U1β = Uв, то i1β = iв;
Т.к. U2α = Uя, то i2α = iя; т.к. U2β = 0, то i2β = 0.
Потокосцепление катушки 2β:
где L2 – собственная индуктивность, L12 – взаимоиндуктивность с соседней обмоткой 1β.
Противоэдс обмотки:
Магнитный поток обмотки возбуждения:
Противоэдс обмотки, возникающей в якорной обмотке под действием протекающего в ней I~:
Несмотря на то, что на якоре подается постоянное U и во внешней цепи протекает постоянный I- якоря, по самой обмотке протекает I~.
Коэффициент э.д.с.:
p-количество пар полюсов, N- количество проводников в якорной обмотке; а-количество пар параллельных ветвей.
Момент электромагнитный:
Коэффициент момента – Км.
Коэффициент: К = Ке ≈ 1,02 Км
Напряжение обмотки возбуждения:
Напряжение обмотки якоря:
Момент электромагнитный: М = К·Ф·iя
КО – компенсационная обмотка
При протекании Iя, в обмотке якоря возникают местные электромагнитные поля, которые искажают основное магнитное поле. В результате чего с увеличением Iя увеличивается искрение под щетками коллектора. Для компенсации этого вводится КО, наматывается на статоре так, чтобы уменьшить угол между физической и геометрической нейтралью. Все расчеты для iном. Для создания постоянства м.д.с. статора и ротора и неподвижности их расположения, вектор магнитного поля якоря размещают горизонтально, благодаря горизонтальному включению щеток на коллекторе
и вертикальному расположению магнитопровода статора. Рассмотрим взаимодействие с другими параметрами: - динамическое изменение частоты вращения якоря
- статическое изменение частоты вращения якоря
где RяΣ – суммарное сопротивление якорной цепи
- механическая связь M и ω (ω=ƒ(M) – механическая характеристика)
Рассмотрим цепь возбуждения:
- получено из условия незначительных отклонений магнитного потока Ф в зависимости от отклонения тока Iв.
Kф –коэффициент пропорциональности между магнитным потоком и током возбуждения в пределах отклонений этих величин.
, где
-постоянная времени якорной обмотки.
Структурная схема для электромагнитного момента МПТ
Из исходного уравнения якорной цепи в статике выражение для момента имеет такой вид: - жесткость статической механической характеристики
Характеристика №2 более мягкая
т.к. , то
В режиме х.х. (М=0) имеем , тогда: - статический режим (установившийся режим работы)
- динамическая жесткость механической характеристики (динамический режим работы двигателя – это переходный процесс).