ПОНЯТИЕ О ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Дисциплина представляет собой описание деятельности конкретных участников экономического процесса - экспедиторов, имеет в большей степени практическую, а не теоретическую направленность. Для того чтобы понять смысл этой деятельности, необходимо четко представить основы деятельности экспедиторов.

Вся транспортно-экспедиторская деятельность базируется на заключении системы договоров (контрактов) с различными участниками процесса перевозки грузов. Любой договор представляет собой документ, содержащий в себе смысл совместной деятельности, обязательства сторон, порядок расчетов между ними, ответственность сторон, порядок разрешения споров, сроки действия договора и т.д.

Экспедитор в процессе своей деятельности может заключать следующие договоры:

договор транспортной экспедиции – разновидность гражданско-правового акта, в соответствии с которым экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет грузоотправителя заключить от его или своего имени договор перевозки, выполнить или организовать выполнение дополнительных услуг.. Это – основной вид договора для экспедитора, т.к. от количества таких договоров, их содержания зависят напрямую доходы транспортно-экспедиторской фирмы. Остальные виды договоров лишь показывают качество работы экспедитора. Договор транспортной экспедиции составляется, как правило, в форме (виде) агентского соглашения. Однако, отношения между грузовладельцем и экспедитором могут быть оформлены и договором комиссии. В этом случае экспедитор действует за счет клиента, но от своего имени. Он является по договору перевозки грузоотправителем или грузополучателем; Начальные этапы договора экспедирования

 

В целях стандартизации оформления договора транспортной экспедиции создана проформа экспедиторского поручения – FIATA, forwarding instructions, FFI. Она используется для оформления оферты – предложения клиента заключить договор транспортной экспедиции. Письменное согласие экспедитора на исполнение выданного ему поручения с указанием в нем размера экспедиторского вознаграждения, считается заключением договора.

При перевозке опасного груза к поручению FFI прилагают декларацию FIATA SDT (shipper’s declaration for the transport of dangerous goods), сертификат загрузки автофургона или упаковочный лист контейнера, оформленные на стандартном бланке dangerous goods note (DGN-SITPRO), весовой сертификат (если вес контейнера брутто превышает 29 000 фунтов (13 154 кг) – shippers intermodal weight certification – FIATA, SIC.

Структура договора экспедирования определена законом “О транспортно – экспедиторской деятельности” принятого Верховною Радою 1 июля 2004 года.

 

Договор долгосрочного контракта

Структура договора экспедирования включает: наименование сторон, предмет договора с перечнем предоставляемых услуг; права, обязательства и ответственности сторон; согласованные тарифы, сборы, ставки; экспедиторское вознаграждение; страхование, таможенные операции, общая авария, порядок расчетов за услуги, удовлетворение претензий и исков; соглашение сторон об арбитраже и о нормах применяемого права, оговариваются условия приостановки исполнения договора, юридические адреса и банковские реквизиты сторон.

Никакие ответственности за не предъявление заявленных объемов грузов, число или вид оказываемых услуг, по времени исполнения в договоре не предусматриваются.

Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполной информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные. Клиент обязан своевременно предоставить экспедитору все касающиеся груза документы, требуемые в соответствии с таможенными, санитарными или иными административными правилами.

Клиент уплачивает вознаграждение и возмещает произведенные за счет клиента расходы в течение недели с момента предоставления ему экспедитором отчета.

Залоговое право, lien clause, когда экспедитор удерживает груз до уплаты вознаграждения и возмещения расходов, применяют редко. Размер вознаграждения может быть в форме расходной статьи в аккордной ставке за услугу.

 

Права экспедитора и ответственность

Экспедитор обычно выбирает метод и маршрут перевозки, вид транспорта, организует перевозку на палубе, в трюме, подбор порядка обработки, укладки, хранения и транспортировки груза.

Так как экспедиторские предприятия не имеют значительного уставного капитала, а оборотный заемный, то возникает риск, так как предприятие не имеет средств, чтобы выкупить груз. Поэтому рекомендуется клиентам страховать отдельно разницу между размером ограничения ответственности экспедитора и стоимостью груза.

Ответственность экспедитора не может превышать двух расчетных единиц за один килограмм массы брутто утраченного или поврежденного груза. Расчетная единица SDR – единица специального права заимствования, около 2,8$.

Груз считается утраченным, если он не был выдан в течение тридцати дней по истечении срока доставки или в течение шестидесяти дней со дня принятия экспедитором груза в свое ведение.

Уведомление экспедитору об утрате, недостаче или повреждении груза дают в течение шести календарных дней после приема груза.

Претензии к экспедитору предъявляют в течение пяти месяцев. Экспедитор рассматривает претензию в течение 20 дней. Срок исковой давности один год.

К перечню третьих лиц относят:

- официальные власти;

- транспортники – эксплуатационники;

- вспомогательные службы – сюрвейеры, клубы взаимного страхования.

При договоре, заключенному экспедитором от своего имени, он несет полную ответственность, а если от имени клиента, обязанности возникают у перевозчика по доверенности.

 

Форма исполнения поручения

Форма исполнения поручения по договору предусматривает, что экспедитор – перевозчик выдает клиенту накладную, чартер. Экспедитор – оператор, который не имеет судов, выдает товаросопроводительный, мультимодальный транспортный коносамент FBI, negotiable FIATA, combined transport bill of lading.

На основе правовых норм договора поручения экспедитор не проверяет вес и число мест груза, заполняет транспортные накладные, комплектует сопроводительную документацию, принимает груз по FCR, forwarder’s certificate of receipt, экспедиторской расписке.

Договор комиссии экспедитор заключает при оформлении мелких отправок, мелких партий грузов сборными вагонами, судами, автофургонами, контейнерами, при организации маршрутных отправок, чартерных авиарейсов в целях извлечения доходов от тарифной разницы в ставках на перевозку мелко- и крупнопартионных грузов по проформе FCT, forwarders certificate of transport.

Экспедитор проявляет осмотрительность в выборе перевозчика, либо принял на себя ручательство за исполнение сделки. В соответствии с нормами договора комиссии к категории комиссионных операций относят поручения: по уплате фрахта, фрахтование, заключение стивидорных и тальманских контрактов; аренду терминалов, подъездных путей, транспортных средств; пере маркировку, ремонт тары, перегрузку, выполнение мониторинга по завозу, вывозу груза для клиента, комитента.

К агентированию экспедитор прибегает, когда ему поручаются и иные действия, принимает на себя всю ответственность, as agent of за последствия сделки, заключает тайм чартер, изготавливает и доставляет товаросопроводительную и транспортную документацию, выполняет расчеты через центры ассоциаций, проверяет качество товара, оформляет акты стояночного времени, заполняет FIATA, warehouse receipt, FWR, экспедиторскую складскую расписку.

 

- договор перевозки грузов – разновидность гражданско-правового акта, в соответствии с которым перевозчик за установленную плату обязуется доставить груз, принятый от отправителя, в место назначения и вручить его грузополучателю или иному специально уполномоченному лицу. Провозная плата может быть определена на основе тарифов, фрахтовых ставок или по соглашению сторон. Перевозчик пользуется залоговым правом на переданные ему грузы в обеспечение провозной платы и иных причитающихся ему платежей. Перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель несут имущественную ответственность за неподачу в срок транспортных средств, нарушение сроков доставки, не предъявление груза или нарушение других обязанностей, вытекающих из договора перевозки. В данном договоре экспедитор может выступать от своего лица или от имени грузоотправителя;

- договор морской перевозки – разновидность договора перевозки, определяющая условия перевозки грузов морем. Основное содержание договора морской перевозки заключается в том, что перевозчик обязуется принять от грузоотправителя груз, доставить его в сохранности в предусмотренное договором место назначения и там сдать грузополучателю, а грузоотправитель обязуется уплатить обусловленную провозную плату (фрахт). Во всех случаях наличие договора морской перевозки должно быть подтверждено документом. Экспедитор в данном договоре может выступать или от имени грузоотправителя, или от своего имени;

- договор о совместной деятельности с перевозчиками – это соглашение между экспедитором и транспортной организацией (любого вида транспорта) о предоставлении последней по требованию экспедитора транспортных средств для перевозки грузов конкретных грузовладельцев. Обычно такие договоры заключаются на срок от 1 года и более;

договор о совместной деятельности с портом (на использование инфраструктуры порта) – это соглашение между экспедитором и портом о предоставлении последним услуг по перевалке грузов грузовладельцев, которых обслуживает экспедитор. Обычно такой договор действует в течение года (по обычаям портов – до 31 декабря текущего года);

- договор о совместной деятельности со стивидорным предприятием – это соглашение между экспедитором и стивидором о предоставлении последним услуг: стивидорные операции при перевалке разнообразных тарно-штучных грузов на причалах универсального назначения; стивидорные операции при перевалке генеральных грузов, авто техники, горюче-смазочных материалов и режимных химикатов на специализированных терминалах; терминальные операции с контейнерами, - тальманские операции при перевалке всех упоминавшихся выше разновидностей грузов;

- договор фрахтования судна – заключаемое между судовладельцем и фрахтователем соглашение о найме судна для выполнения одного или нескольких конкретных рейсов или его найме на время (аренде). В зависимости от условий фрахтования судов договор обычно оформляется рейсовым чартером, тайм-чартером или бербоут-чартером. Экспедитор такой договор подписывает либо от своего имени, либо от имени грузовладельца;

- договор о совместной деятельности с фрахтовым брокером – это соглашение между экспедитором и брокером о предоставлении последним услуг по фрахтованию тоннажа под грузы, обслуживаемые экспедитором, по заявке, заблаговременно подаваемой фирмой-экспедитором;

- договор о совместной деятельности с другим экспедитором – это соглашение, в основном, об обмене между двумя экспедиторами информацией об обслуживаемых ими грузопотоках и помощи в наиболее благоприятном перемещении грузов через системы транспортировки, образованные каждым из них. Существуют экспедиторы-корреспонденты, которые занимаются исключительно налаживанием связей между грузоотправителями, перевозчиками и другими экспедиторами на основе подобных договоров;

- договор страхования – соглашение между страхователем и страховщиком, регламентирующее их взаимные обязательства в соответствии со спецификой данного вида страхования. Договор страхования, будучи двусторонним письменным соглашением, возлагает на страхователя обязанность уплатить установленную страховую премию (взнос), а на страховщика – выплатить в страховых случаях страховое возмещение. Договор страхования оформляется, как правило, двумя документами: заявлением страхователя и полисом. Условиями договора страхования предусматриваются сроки его действия, размер страховой суммы, порядок уплаты страховой премии и определения размера причитающейся страхователю выплаты; случаи, когда страховщик вправе отказать в выплате страхового возмещения. Экспедитор в этом договоре выступает или от своего имени, или от имени страхователя (клиента, грузоотправителя);

- договор морского страхования – разновидность договора страхования, по которому одна сторона (страховщик) принимает на себя за обусловленное вознаграждение (страховую премию) обязанность возместить убытки другой стороны (страхователя), произошедшие вследствие предусмотренного договором морского страхования страхового случая. Объектом морского страхования, представляющим имущественный интерес экспедитора или его принципала, может быть груз, ожидаемая от груза прибыль, фрахт и т.д.;

- договор с владельцем склада о совместной деятельности – это соглашение между экспедитором и складом о предоставлении последним по мере необходимости складских площадей под грузы, обслуживаемые экспедитором. Экспедитор по такому договору должен заблаговременно подавать заявки на резервирование складских площадок;

- договор с таможенным брокером о совместной деятельности – это соглашение между экспедитором и юридическим лицом, занимающимся таможенным оформлением грузов, о помощи последнего в преодолении таможенных формальностей по грузам, обслуживаемым экспедитором;

- договор с лизинговой компанией об аренде оборудования – это соглашение между экспедитором и компанией, сдающей в аренду принадлежащее ей оборудование, чаще всего контейнеры, об аренде на определенный срок с последующим возвратом или выкупом по остаточной стоимости нужного экспедитору оборудования.

 

 


2. КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ В ЭКСПЕДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Транспортные услуги предусматривают ряд операций связанных с взаимодействием с государственными и коммерческими структурами. Это предполагает включение в транспортную стоимость такого обслуживания. Из-за индивидуального характера эти функции носят местный характер. Так можно выделить работу, которая происходит в непосредственном контакте с грузом и транспортом на терминалах.

Терминальное обслуживание носит преимущественно складской характер, вызванный необходимостью создания запасов. Это предполагает взаимодействие с производственными и торгово–сбытовыми предприятиями. Преимущественный характер приобретают погрузочно–разгрузочные операции по хранению продукции. Здесь должны учитываться особенности груза, их физико-химические свойства.

Другая сторона экспедиторской деятельности носит общий характер. В результате взаимодействия с многочисленными органами, которые работают по собственным режимам и технологиям. Это коммерческая и административная сторона функционирования. Зачастую взаимоотношения носят директивный характер, предписанный кодексами, уставами, внутренним распорядком.

Одной из основных контролирующих инстанций является Государственная инспекция по карантину растений. Она имеет исключительное право на оформление фитосанитарных сертификатов, которые удостоверяют, что в партии зерна нет карантинных вредителей, сорняков и болезней растений. Без такого сертификата украинское зерно не пропустят ни в одну страну мира, поэтому он является обязательным во внешнеторговых операциях.