Общее устройство пассажирских тележек.

 

Тележки пассажирских вагонов состоят из следующих составных частей:

- колесные пары (2 шт.);

- буксовые узлы (4 шт.);

- надбуксовые рессорные подвешивания (4 шт.);

- рама тележки;

- надрессорная балка с опорами кузова;

- тормозная рычажная передача.

 

Тележки по конструкции разнообразны, но все они имеют двойное рессорное подвешивание (надбуксовое рессорное и ЦЛП).

 

Тележки передают все нагрузки от массы кузова на рельсовый путь и обеспечивают движение вагона с необходимой плавностью хода. В эксплуатации используются разнообразные по конструкции тележки.

Тележки вагонов классифицируются по следующим признакам: назначению, числу осей, устройству рессорного подвешивания, способу передачи нагрузки от кузова на ходовые части, а также от надрессорной балки на раму тележки, устройству буксовой связи и конструкции рамы.

По способу передачи нагрузки от кузова различают тележки с опиранием кузова на подпятник тележки и непосредственно на скользуны. Второй способ характерен для пассажирских вагонов локомотивной тяги. Его достоинство - высокие ходовые качества за счет гашения колебаний виляния тележки и исключения боковой качки кузова.

По способу передачи нагрузки от надрессорной балки на раму различают тележки: с непосредственной передачей нагрузки через упругие элементы или через

упругие элементы, установленные в люльке.

Все современные пассажирские тележки имеют две колесные пары и бесчелюстное соединение рамы с буксами, при котором передача нагрузок на буксовый узел осуществляется через комплект рессорного подвешивания. Таким образом, все детали вагона, расположенные выше надбуксового подвешивания, являются обрессоренными.

Кроме первой ступени буксового подвешивания пассажирские тележки имеют вторую ступень- центральное рессорное (люлечное) подвешивание. Использование двухступенчатого рессорного позволяет увеличить его статический прогиб и гибкость, что очень важно для обеспечения необходимой скорости движения и плавности хода.

Две ступени подвешивания позволяют разместить в рациональном сочетании различные элементы рессорного подвешивания: пружины, резиновые рессоры, гидравлические и фрикционные гасители.

Большинство вагонов эксплуатационного парка постройки отечественных заводов и ГДР имеют тележки типа КВЗ-ЦНИИ-1, КВЗ-ЦНИИ-П и ТВЗ-ЦНИИ-М.

Техническая характеристика пассажирских тележек

параметр Тип тележки
КВЗ-ЦНИИ-1 КВЗ_ЦНИИ-П ТВЗ-ЦНИИ-М
База, мм
Масса, т 7.1-7.6 7.2-7.4 6.9-7.4
Прогиб рессорного подвешивания под статической нагрузкой, мм
Допустимая скорость, км/час

 

Масса тележек различна в связи с отсутствием или наличием приводов генераторов. Так же может изменяться величина статического прогиба из-за различной массы тары вагонов.

Тележки бывают:

- ЦМВ – не применяются;

- КВЗ-5 – не применяются;

- КВЗ-ЦНИИ-I типа – один гидрогаситель, подкатываются под вагоны массой до 60 тонн;

- КВЗ-ЦНИИ-II типа – два гидрогасителя, подкатываются под вагоны массой до 72 тонн.

- ТВЗ-ЦНИИ-I типа – один гидрогаситель, 3-х рядные пружины в ЦЛП;

- ТВЗ-ЦНИИ-М – один гидрогаситель, 2-х рядные пружины в ЦЛП.

Оба типа тележек ТВЗ-ЦНИИ подкатываются по вагоны массой до 72 тонн.