Наука в условиях средневековья, место в ней полит.науки.

Периоды:

1.Раннее средневековье. 5-первая половина 11 века.

2. Период расцвета. Вторая половина 11-14 век

3. Эпоха возрождения 15-16 века

Первые 2 периода представляют единое политическое целое. Эпоха возрождения имеет в себе фундаментальные коренные различия.

1 период: Средневековье начинается с момента гибели Римской империи и фактического уничтожения христианством античной культуры. Науки были объявлены языческими, неотвечающими христианству. Античность рассматривалась как грехоподобность. В противоположность создаётся новая христианская концепция науки: 1)наука предстаёт единым целым(Бог один, значит, знания о нём и мире должны быть одними). Этот принцип воплощён в науке-теологии. Она заключала всю сумму знаний человека. Сумма- произведение о знаниях. Дифференциация была сохранена, но все дисциплины стали поддисциплинами теологии. 2) Источником всего знания была объявлена библия-священное писание. Главным является знание: Что есть Бог. Отсюда утвердилось положение: наука, исследуя природу общества, человека, должна искать ответы в библии. Подлинное знание о природе, обществе, человеке возможно только, если учёный знает: Что есть Бог.

А) Власть и государство учредил Бог. Отсюда, чтобы определить власть и государство, нужно знать, что есть Бог.

Б) Государь должен быть подобен Богу. Власть подобна власти Бога. В перечень атрибутов власти государя включаются атрибуты перечня власти Бога.

3) Наука развивалась в форме схоластики (перев.= школа). Институционально схоластика означала, что в средневековье существовало несколько направлений в теологии.

Характеристика схоластической науки:

1)Дедуктивный характер построения теории. Все труды построены по жёсткой схеме от общего к частному. Средневековые богословы, отвергнув античную науку, тем не менее вернулись к ней. В особенности к формальной логике Аристотеля. Его логика стала универсальным и единственным методом исследования. Они углубили и разработали логику дальше. Сама дедуктивная логика требует однозначного вывода из положения. Даёт ответ по принципу «да» или «нет». Такой метод исследования требует жёсткой дисциплины ума, неукоснительности в выполнении метода и методик исследования. Всякое отклонение от логики рассматривалось как падение в греховность, как отступление от истины. Жёсткая дисциплина приводит к догматизации науки и как следствие, было сформировано средневековое представление об истине: истина одна и абсолютна. В средневековье человечеству ничего нового не дало, а наоборот отбросило его назад. Это время мракобесия. В условиях средневековья была разработана классическая наука: «что такое теория?». Позднее много что изменилось. Методы теоретического исследования сохранились. Полит. Наука развивалась как теоретическая политология. Её можно назвать «политической теологией». В какой-то мере развивалась и прикладная политология-наука об управлении государством. Как управлять европейскими королевствами.

2) Религиозный язык сочинений. Язык-есть символ, обозначающий что-то. В науке языки-носитель знаний. Он может быть светским как символ(обыденный язык).

3)Систематического направления не было в естественных науках.

Эпоха Возрождения. Начинается резкая критика средневековой схоластики. Оно, тогда считалось, ничего нового не дало. Стали распространяться анархичные идеи. Прозвучал призыв вернуться назад, к античности. Античная наука стала образцом.

Полит. Наука, безусловно, вернулась к античному. На самом деле призыв вернуться означал движение вперёд.

Новое понимание науки: 1) Наука была выведена из сферы теологии. Теперь она стала светским явлением. В рамках этой схемы разделения: разделив религию и полит. Науку, Макиавелли приходит к выводу, что между политикой и моралью ничего общему нет. Это две области независимые друг от друга. На практике это означало, что политики не должны руководствоваться моральными принципами. Утвердился принцип: цель оправдывает средства. 2) теоретическая политология развивалась в форме утопизма. Прогнозировалось идеальное будущее.