Возникновение и развитие науки в древнем мире, её основные черты. Полит. Наука в системе научного знания.
Наука Древней Греции
1)Когда мы говорим о Древнем мире, речь идёт о гуманитарных, общественно- политических науках.
2 вида школьных учебных заведений:
А)Палестрии-мальчики до 18 лет. Учились писать, считать, музыка, танцы, физ-ра
Б)Гимнасии- после 18 лет. Грамматика, арифметика, диалектика, геометрия, риторика, астрономия, теория пения.
Были учебные дисциплины, значит, были и научные дисциплины. Существовали научные школы: Академия Платона, Школа последователей Аристотеля, сад Эпикура. В этих школах давалось высшее образование (как мы его понимаем), они не были государственными. Не было постоянного состава. Было ядро. Масса учеников. Были платные школы.
Всё о чём шла речь, относилось к политике как к науке. Полит. Наука являлась центральной в системе гуманитарного знания.
2) Древнегреческая наука развивалась как теоретическая наука. Здесь отсутствует полностью научные исследования, которые начинали бы с опыта или эмпирии. Древнегреческая наука не знала эмпирические методы исследования. В древней Греции не было индуктивной логики.
Теоретическая основана на дедуктивности. Теоретики-это рационалисты. Древнегреческая наука- это содержательная наука. Источником общего знания считалось содержание, а содержание- способность видеть общее в частном явлении. Это называлось мудростью.
Важнейший признак-появление формальной логики Аристотеля. Свидетельствует о появлении науки. До сих пор основополагающий. Описывали фактический материал.
Полит. Наука в Древней Греции- умозрительная наука. Школа Аристотеля использовала нормативистскую теорию. Нельзя считать, что Аристотель- нормативист, созерцатель. Он родоначальник прогматистского направления. В поисках понимания, что такое власть и государство, исследовал существующие государства.
3) Наличие институциональности науки в Древней Греции. Социальные институты, в которых развивалась наука, были иными и не похожи на современные. Они формировались в виде научных сообществ, на добровольной основе. Учёных объединяло не государство, а научный интерес. ПР.: в рамках школы Аристотеля создана группа людей, изучающих формы государственности. Было описано приблизительно 150 форм.
Полит. Наука в системе научного знания
1. Политика как наука. Демокрит.
2. Политика как искусство, как политическое творчество.
Демокрит считал, что политика не может быть наукой, только как искусство.
Полит. Наука в Древней Греции достигла совершенной, классической формы своего существования. Речь идёт применимо к древности.
Полит. Наука была самой развитой. Это объясняется тем, что центром жизни полисов была проблема государства. Свободный грек знал 2 вида деятельности: 1) Политика. Участие в управлении государством.2) Военное дело. Защита государства.
Высшим предметом полит. Науки являлось благо, все остальные науки должны были помогать полит. Науки изучать его.
Место полит. Науки: Полит.наука стоит на вершине наук. Она замыкает иерархию наук.