Лекция 6. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

В рамках рабовладельческого общества в Древней Греции сложились первые в истории принципы демократии, которые дали возмож­ность сформироваться передовым идеям, утвер­ждавшим красоту и величие человека. Искусство Древней Греции было связано с религией. Характерная черта древнегреческой мифоло­гии — очеловечивание (антропоморфность). Поэтическая сила и гуманистическая основа мифологических образов способствовали утвер­ждению героики и образа идеальной гармонич­ной личности в греческом искусстве.

История древнегреческого искусства состоит из следую­щих периодов:

1. Гомеровская Греция (11-8 вв. до н. э.)

2. Архаика (7—6 вв. до н. э.)

3. Классика (5 и 4 вв. до н. э.). В этом пе­риоде принято выделять раннюю классику (490—450-е гг. до н. э.); высокую классику (450—410-е гг. до н. э.); позднюю классику (ко­нец 5—4 вв. до н. э.)

4. Эллинизм (3 – 1 вв. до н. э.)

Древнейший период развития греческого ис­кусства носит название гомеровского, по имени легендарного автора эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», описавшего это время. Зародившаяся в гоме­ровский период архитектура, сохранившаяся в развалинах, представляет собой переработку типа микенского мегарона. С развитием ремесел расцветают прикладные искусства, в частности керамика и вместе с ней вазопись. Ясное представление о самых ранних произведениях декоративного ис­кусства Греции дают вазы, украшенные геомет­рическим орнаментом. Таковы имевшие культовое назна­чение большие по размерам дипилонские вазы (найдены близ Дипилонских ворот в Афинах).

Рост городов вызывает расши­рение строительства. В архаический период происходит сложение системы архитектурных ордеров, которая легла в основу всей античной архитекту­ры. Еще в глубокой древности был создан тип храма, посвященного богам или обожествленным героям, центр важнейших событий общественной жизни города. Храм был хранилищем общественной казны и художест­венных сокровищ, площадь перед ним яв­лялась местом собраний, празднеств. Храм воп­лощал идею единства, величия города-государ­ства, незыблемость его общественного уклада. Архитектурные формы греческого храма сло­жились не сразу и в период архаики претерпели значительные изменения. Греки считали храм жилищем божества и при его сооружении исходили из главного помещения царского дворца — мегарона. Храм возводился в центре городской площади или на акрополе, занимая подчеркнуто господствующее место среди построек города; главным фасадом он был обращен на восток. Греческий храм посвящался богу — покровителю города, но носил общественный характер.

Древнейшим типом каменного (из известняка или мрамора) архаического храма был так называемый «храм в антах». Он состоял из небольшого помещения — наоса, прямоугольного в плане, открытого на восток, имел двускатную кровлю, покрытую керамической или мраморной черепицей. На его фасаде между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны. (сокровищница в Дельфах).

Более совершенным типом храма был простиль, на переднем фасаде которого размещены четыре колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу. Классическим типом греческого храма стал периптер (оперенный) — храм, имевший прямоугольную форму в плане и окруженный со всех сторон колоннадой. Его художественный строй отмечен торжественной простотой и гармонической законченностью.

В результате длительной эволюции сложилась ясная и цельная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера, что означает порядок, строй. Применительно к греческой архитектуре слово «ордер» подразумевает весь образный и конструктивный строй архитектуры. В более узком смысле ордер — порядок соотношения и распо­ложения колонн и лежащего на них антабле­мента (перекрытия), система, при которой различаются несущие и несомые части — колонны и антаблемент. Выразительность ордера основана на пропорциональности, строгом математическом расчете и гармоничном соотношении ча­стей, образующих единое целое. В эпоху архаики ордер сложился в двух вариантах — дорическом и ионическом. Дорический ордер был связан с областями мате­риковой Греции, ионический — с культурой островной и малоазийской Греции.

Дорический ордер вопло­щал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Ионический ордер был легок, строен и наряден. Не случайно впоследствии иногда в дорическом ордере колонны заменялись или до­полнялись мужскими фигурами (атлантами), в ионическом ордере — женскими (кариатидами). Как дорические, так и ионические храмы раскрашивались в основном красной и си­ней красками. Раскраска треугольного поля фронтона, фона метоп, триглифов, а также скульптуры придавала более праздничный вид храму, подчеркивая архитектонику его частей.

Вплоть до сер. 6 в. до н. э. создавались статуи богов, мало расчлененные, строго фронтальные, словно застывшие в тор­жественном покое. Таковы статуи «Артемида» с острова Делос (ок. 650 г. до н. э., Афины, На­циональный археологический музей) и «Гера» с острова Самос (ок. 560 г. до н. э., Париж, Лувр), имевшие религиозно-магическое значение и, возможно, напоминавшие ксоаны гомеровской эпохи. Высшие достиже­ния относятся к разработке образа человека в статуях богов и богинь, героев, а также вои­нов — куросов. Стремление к передаче человеческого тела в движении проявляется в статуе богини победы Ники с острова Делос (Афины, Национальный археологический музей), выполненной в первой половине 6 в. до н. э. (приписывалась Архерму). Однако движение богини, так называемый «ко­ленопреклоненный бег», столь же условно, как и «архаическая улыбка». Одним из достижений архаиче­ского искусства Афин были найденные на Акро­поле статуи девушек (кор) в наряд­ных одеждах. Подлинные произведения древне­греческой живописи до наших дней почти не до­шли. Судить о них помогают сохранившиеся в большом количестве расписные керамические вазы. В период архаики наибольшее распростра­нение получила так называемая чернофигурная вазопись. Формы орнамента заливались черным лаком и хорошо выделялись на красноватом фоне обожженной глины. Прославленным жи­вописцем середины 6 в. до н. э. был Эксекий. Его роспись на килике с изображением Диониса в ладье (после 540 г. до н. э., Мюнхен Музей античного прикладного искусства) отличается поэтичностью, тонким чувством ритма и совершенством композиции органически связанной с назначением и формой сосуда.

С первых десятилетий 5 в. до н. э. начинается классический период развития греческой куль­туры и всех видов искусства. Совершенное, ис­полненное возвышенного реализма искусство греческой классики явилось важным этапом в развитии всего мирового искусства.

Наибольшее распространение в архитектуре ранней классики получают храмы дорического ордера, соответствующие духу гражданственности, героике полиса. Храм Геры в Пестуме (вторая четверть 5 в. до н. э ранее считавшийся храмом Посейдона), храм Зевса в Олимпии (сер. 5 в дон. э.).

Разрушению условности архаи­ческого искусства способствовало появление скульптурных произведений, посвященных определенным историческим событиям. Такова группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона (ок. 477 г. до н. э., Неаполь, Национальный му­зей) — Крития и Несиота. Как и большинство греческих статуй, исполненных в бронзе, она была утрачена и дошла до наших дней в мра­морной римской копии. Идеал гармонично развитого прекрасного человека раскрывается в образе «Дель­фийского возничего» (ок. 470 г. до н. э., Дельфы, Археологический музей), «Посей­дона» (ранее считался Зевсом Громовержцем, ок. 460 г. до н. э., Афины, Национальный археологический музей). Проблема движения решена в «Победительнице в беге» (вторая четверть 5 в. до н. э. Рим, Ватикан), в «Мальчике, вы­нимающем занозу», (вторая чет­верть 5 в. до н. э., Рим, Палаццо Консерватории). Мифологическая тема продолжает занимать ведущее место в искусстве, но фантастическая сторона все более отходит на второй план. Пример переосмыс­ления мифологического сюжета — рельеф с изображением рождения Афродиты из пены морской — так называемый «Трон Людовизи» (ок. 460 г. до н. э., Рим, Национальный музей).

Поиск героических, типически обобщенных образов и новых мотивов движений характеризует творчество Мирона из Элефтер. Его «Дискобол» был испол­нен в честь определенного лица, хотя и не носил портретного характера. Ут­верждение разумной воли, сдерживаю­щей страсти, нашло выражение в скульп­турной группе «Афина и Марсий», созданной Мироном для Афинского акрополя (сер. 5 в. до н. э., статуя Афины находится в музее Либигхаус во Франкфурте-на-Майне; статуя Марсия - в Национальном музее Рима).

Широкое распростране­ние в классический период получила живопись. Высокого расцвета достигла вазопись. Сохранив­шиеся на вазах подписи позволяют говорить о крупнейших мастерах того времени: Евфронии, Евфимиде, Дурисе, Бриге.

При Перикле создается самый замечательный ансамбль эпохи — Афинский ак­рополь. В течение третьей четверти 5 в. до н. э. были возведены мраморные здания: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Завершающее ансамбль здание Эрехтейона строилось позже, во время Пелопоннес­ской войны. На холме Акрополя разместились основные святилища афинян, и прежде всего Парфенон — храм Афины, богини мудрости и покровитель­ницы Афин. Там же хранилась казна. В здании Пропилеи, служившем входом на Акро­поль, в двух их пристройках-крыльях находи­лись библиотека и картинная галерея (пина­котека). Планировка и постройка Акрополя были вы­полнены под общим руководством величайшего скульптора Греции — Фидия (вторая и третья четверти 5 в. до н. э.).

Строителями Парфенона (447—438 гг. до н. э.) были Иктин и Калликрат. Строгой гармонии Пар­фенона словно противостоит изящество и свобо­да композиции Эрехтейона. Скульптурное убранство Парфенона создавалось под руководством и при участии Фидия. Ему принадлежала и двенадцатиметровая статуя Афины Девы (Афины Парфенос, 447—438 гг. до н. э.), находившаяся в наосе Парфенона (со­хранилось несколько уменьшенных мраморных копий римского времени). Она была выполнена из золота и слоновой кости в так называемой хрисоэлефантинной технике (основа статуи — деревянная, одежда и волосы покрыты тонкими листами зо­лота, лицо, руки, ступни ног — пластинками слоновой кости). На восточном фронтоне Парфенона размеща­лась композиция, посвященная рождению Афины из головы Зевса, на западном — спору Афи­ны с Посейдоном за обладание аттической зем­лей. Свободные в своих движениях, фигуры об­разовали группы, естественно размещенные в треугольниках фронтонов, объединенные в за­конченное целое. На этом же принципе построен фриз, или зофор, сплошь покрытый лентой рельефов с изоб­ражением праздничного шествия, посвященного Афине (часть фриза с изображением богов те­перь хранится в Афинах, в Музее Акрополя, часть — в Лондоне, в Британском музее, «Де­вушки» — в Париже, в Лувре). К началу второй половины 5 в. до н. э. художественная жизнь процветала не толь­ко в Афинах, но и в других городах. Из Аргоса (Пелопоннес) происходил современник Фидия Поликлет, в искусстве которого проявился осо­бенный интерес к изображению спокойно стоя­щего человека. Самая прославленная статуя Поликлета — «Дорифор» («Копьеносец», сер. 5 в. до н. э., Неаполь, Национальный музей), совершенное воплощение доблестного гражданина-воина.

Поликлету принадлежал и теоретический трактат «Канон»: система идеальных пропорций и законов, по которым должно строиться изображение человека. В «Дорифоре» Поликлет точно следовал своей теории. Это привело к утверждению известной норма­тивности и несколько тяжеловесных пропорций фигуры. Под конец жизни скульптор отошел от своего «Канона». Его «Диадумен» (420—410 гг. до н. э., Афины, Национальный археологический музей) — юноша, увенчивающий себя повязкой победителя, отличается более стройными про­порциями, большей одухотворенностью и мяг­костью выражения, которые предвосхищают ис­кусство поздней классики.

К концу 5 в. до н. э. в искусстве высокой клас­сики произошли значительные изменения: чер­ты утонченного лиризма и интимности начали вытеснять монументальную героику. Эти тен­денции нашли выражение в мраморных релье­фах балюстрады храма Ники Аптерос на Акро­поле. («Ника, развязывающая сандалии» ок.411—407 гг. до н. э., Афины, Музей Акрополя). В эпоху высокой клас­сики вазопись, как и ранее, развивалась в еди­ном направлении с монументальной живописью и скульптурой. В ней появилось больше герои­ческих изображений на мифологические темы. О почти не дошедшей до нас монументальной живописи мы можем судить не только по вазопи­си, но по литературным источникам, по опи­саниям произведений живописи и по их оценке современниками. В древности чаще применяли технику фрески, но, вероятно, пользовались так­же клеевыми и восковыми (энкаустика) краска­ми. По характеру ис­полнения живописные композиции, по-видимо­му, были схожи с росписями на вазах. Худож­ник пользовался в основном четырьмя краска­ми: белой, желтой, красной и черной. Согласно описаниям, цвет в композициях Полигнота носил характер раскраски, но рисунок отличался совершенством.

Подчинение греческих полисов возникшей на Балканах мощной Македонской державе, завое­вания Александра Македонского на Востоке по­ложили конец классическому периоду греческой истории. Постройки 4 в. до н. э. следовали принципам ордерной системы. Наряду с храмами большое распространение получило строительство теат­ров, которые обычно устраивались под открытым небом. По склону холма вырубались места для зрителей, обрамлявшие круглую или полукруг­лую орхестру — площадку, на которой выступа­ли хор и артисты. Удивительна по совершенст­ву акустика театра в Эпидавре.

Трагические противоречия эпохи на­шли глубокое воплощение в творчест­ве крупнейшего мастера первой половины 4 в. до н. э. Скопаса. Сохраняя традиции монументального искусства высокой классики, Скопас насыщал свои произведения большим драматиз­мом, стремился к многогранному раскрытию образов, сложных чувств и переживаний. Его «Ме­нада» («Вакханка», ок. 350 г. до н. э., Дрезден, Скульптурное собрание), дошедшая в неболь­шой поврежденной античной копии, воплоща­ет образ человека, одержимого бурным поры­вом страсти.

С наибольшей полнотой мастерство Праксителя раскрывается в мраморной группе «Гермес с Дионисом» (ок. 330 г. до н. э., Олимпия, Археологический музей). Афродита Книдская (до 360 г. до н. э.) дошла в римских копиях, лучшие из них хранятся в Ватиканском и Мюнхенском музеях, голова Афродиты Книдской — в собрании Кауф­мана в Берлине. В мифологические образы Пракситель привносил элементы жанра - статуя «Аполлона Сауроктона» (третья четверть 4 в. до н. э., Рим, Ватикан). Некоторые статуи Праксителя были искусно окрашены живописцем Никием.Самым видным представителем идеа­лизирующего направления был Леохар, при­дворный мастер Александра Македонского. Его прославленная статуя — Аполлон Бельведерский (ок. 340 г. до н. э., Рим, Ватикан, характеризуется холодной торжественностью. Крупнейшим скульптором реалисти­ческого направления был Лисипп. Расцвет его творчества приходится на 40—30-е гг. 4 в. до н. э., на время правления Александра Македон­ского. Ему принадлежали и огромная (20 м высоты) бронзовая статуя Зевса (не дошла до наших дней), и настольная статуэт­ка Геракла, исполненная для Александра Ма­кедонского. Свое понимание образа человека Лисипп во­плотил в статуе юноши, скребком счищающего с себя песок после состязаний,— «Апоксиомен» (325—300 гг. до н. э., Рим, Ватикан).

К концу классического периода в вазописи все большее место занимала узорчатая орнаментальность, героические мотивы уступали место жанровым, лирическим. В том же направлении эволюционировала и живопись. По образному решению с Афродитой Праксителя переклика­ется «Афродита Анадиомена» — картина про­славленного художника конца 4 в. до н. э. Апел­леса, обогатившего красочную палитру и более свободно пользовавшегося светотеневой моде­лировкой. О разнообразии тенденций в монументальной живописи поздней классики дают пред­ставление уникальные росписи неизвестного греческого мастера, найденные в Казанлыкской гробнице, в Болгарии, а также кра­сочные мозаики Пелле, в Македонии.