ПРОДАЖА ЛИЦЕНЗИЙ
Под продажей лицензий понимается предоставление другим лицам за плату права на использование запатентованных промышленных и коммерческих знаний (изобретений) и других видов промышленной собственности (промышленных образцов, товарных знаков), а также не пользующихся правовой охраной технических, коммерческих и управленческих секретов производства, т.н. «ноу-хау» (знаю как).
Продажа лицензий производится путем заключения лицензионного соглашения. Поскольку в этом случае объектом сделки является не материальный объект, а интеллектуальная собственность, лицензионное соглашение имеет ряд существенных отличий от традиционного договора купли-продажи.
Сторона, продающая лицензию (лицензиар), берет на себя обязательство передать и внедрить на предприятие стороны, покупающей лицензию (лицензиат), соответствующие интеллектуальные достижения для их использования в установленных соглашением пределах и в определенный срок. Лицензиат же, в свою очередь, должен за это заплатить. Причем, право собственности, и это очень важно, остается за лицензиаром.
Плата за лицензию может принимать следующие формы:
- разовый первоначальный платеж;
- ежегодные платежи;
- ежегодные проценты от прибыли или от объема продаж;
- взаимный обмен лицензиями.
Продажа лицензий открывает ряд весьма заманчивых возможностей коммерческой деятельности:
- продавец получает готовые каналы распределения и клиентуру покупателя;
- удается избежать больших валютных затрат;
- при значительных прибылях риск неудачи сравнительно небольшой;
- удается избежать больших транспортных затрат, таможенных пошлин и квот;
- резко сокращаются сроки ввода новшеств, что поднимает возможности конкурентной борьбы.
Слабые стороны этого вида коммерции следующие:
- потери в величине дохода по сравнению с собственной эксплуатацией лицензии;
- частичная потеря контроля над рынком;
- угроза потери имиджа фирмы при предоставлении её марки получателю лицензии, который может не обеспечить должного качества товара;
- трудности контроля и урегулирования спорных вопросов между сторонами, возникающих при этом сложном виде коммерции;
- опасность приобрести грозного конкурента в лице получателя лицензии.
Ключевыми вопросами при организации продаж лицензий являются удачный выбор партнера по коммерции, тщательная подготовка лицензионного соглашения, эффективное стимулирование получателя лицензии и продуманный контроль за ходом операции.