РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ
Розничная торговля – деятельность по продаже товаров конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.
Функции предприятий розничной торговли можно условно разделить на дне группы.
Первая группа включает функции, выполняемые розничными организациями по отношению к поставщикам (предприятиям оптовой торговли). Среди этих функций можно выделить следующие:
• предоставление информация о рынке (о структуре и динамике спроса, потребностях потребителей и т. д.);
• обеспечение оптовикам сбыта их товара;
• осуществление закупок товаров в объемах, удобных для оптовика;
• осуществление мер по стимулированию сбыта и рекламе товаров;
• принятие риска в связи с возможным хищением, порчей или устареванием товара;
• маркировка товара;
• транспортировка товара;
• финансирование (и частности, покупка на условиях предоплаты).
Вторая группа включает функции по отношению к покупателям — частным лицам и домохозяйствам:
• демонстрацию товара, предоставление информации, помощь в выборе товара, консультирование по эксплуатации;
• разбивку крупных и средних партий товара на единичные экземпляры;
• формирование товарного ассортимента;
• складирование, хранение, упаковку товара;
• доставку крупногабаритных товаров;
• кредитование (продажу в кредит);
• создание комфортных условий для осуществления покупки и оказание дополнительных услуг. Розничные предприятия можно классифицировать по различным признакам.
В зависимости от привязки к стационарным помещениям выделяют:
• розничные предприятия, осуществляющие торговлю черезмагазины;
• предприятия внемагазинной торговли (развозная, разносная торговля и т. п.).
По уровню специализации по товарным признакам магазины делятся на:
• универсальные - магазины с широким и достаточно глубоким ассортиментом (универмаги и универсамы);
• специализированные - магазины, включающие одну ассортиментную группу (например, «Хозтовары», «Мебель», «Книги») или осуществляющие комплексное обслуживание определенной группы покупателей (например, «Детский мир»);
• узкоспециализированные — магазины, ассортимент которых сформирован из части какой-либо товарной группы (например, «Пуговицы», «Деловая книга», «Колбасы»);
• комбинированные – магазины, осуществляющие торговлю товарами нескольких групп, родственных по потребительскому назначению (например, «Мясо - рыба»).
• смешанные — небольшие по площади предприятия, продающие товары разных товарных групп, в том числе как продовольственные, так и непродовольственные, в ограниченном ассортименте.
С точки зрения стратегии ведения бизнеса магазины отделяются на:
• магазины, конкурирующие на основе больших оборотов и низких цен (многие гипер- и супермаркеты);
• магазины, конкурирующие на основе высокого уровня сервиса и высоких цен;
• магазины, ориентированные на добавленное удобство (ограниченный ассортимент при удобном расположении и графике работы, например, небольшой продовольственный магазин, расположенный в жилом доме).
По особенностям устройства различают:
• магазин – торговое предприятие, расположенное в капитальном стационарном здании или его части, имеющее набор помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для осуществления торгово-технологического процесса;
• киоск — временное или постоянное помещение небольшой площади с обслуживанием покупателя вне помещения;
• павильон - временное или постоянное помещение небольшой площади с обслуживанием покупателя внутри помещения;
палатка — временное помещение из ткани, пленки и тому подобных материалов, используемое дня торговли;
лоток — стол, отделяющий продавца от покупателя и используемый для показа и отпуска товара;
автомагазины — грузовые автомашины, используемые для передвижной торговли, преимущественно для обслуживания жителей небольших отдаленных населенных пунктов; торговые автоматы.
С точки зрения форм продажи товаров выделяют:
магазины самообслуживания — покупатели самостоятельно осматривают, выбирают и доставляют товары к расчетному узлу;
магазины с индивидуальным обслуживанием через прилавок — продавец обслуживает каждого покупателя, помогает ему в выборе покупки, консультирует в вопросах пользования, упаковывает товар;
магазины с открытой выкладкой — покупатели знакомятся с ассортиментом самостоятельно, продавец консультирует, проверяет качество, упаковывает товар;
магазины, торгующие по образцам, — покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с товарами в торговом зале или выбирают товар по каталогу, после выбора и оплаты товар доставляется покупателю на дом или вручается со склада;
магазины, осуществляющие продажу по предварительным заказам, — покупатели предварительно заказывают товар лично, по телефону, по почте или через Интернет и оплачивают его. Товар доставляется на дом, на рабочее место или ожидает заказчика в магазине;
магазины, сочетающие несколько форм обслуживания (многие универмаги).
По размерам торговой площади магазины бывают:
■ мелкие;
• средние;
• крупные;
• особо крупные.
В зависимости от здания или помещения, в котором размещен магазин, выделяют:
• отдельно стоящие магазины;
• магазины во встроенных и встроенно-пристроенных помещениях;
• магазины в торговых центрах.
По значению данного магазина в обслуживании населения района они делятся на:
• магазины общегородского значения — представляют населению возможность максимального выбора товаров (крупные универмаги, обслуживающие население всего города, крупные специализированные магазины);
• магазины местного значения — обеспечивают население продовольственными товарами повседневного и частот спроса, расположены в основном в жилых районах и обслуживают живущих в близко расположенных домах.
Основные задачи, составляющие содержание коммерческой деятельности в розничной торговле, включают:
• анализ рыночной ситуации и прогнозирование спроса населения: все принимаемые решения должны опираться на маркетинговый анализ среды деятельности предприятия розничной торговли;
• определение стратегии компании и выбор целевого рынка: в тесной связи с прогнозом развития рынка разрабатываются основные цели и определяются направления ее развития, а также выбираются целевые сегменты, на которых она будет работать; целевой сегмент — группа потребителей со сходными потребностями, на удовлетворение которых будет ориентироваться компания;
• осуществление закупок и управление товарными запасами (выбор поставщиков, заключение и отслеживание договоров, планирование запасов);
• формирование ассортимента товаров и перечня услуг (выбор широты, глубины и структуры ассортимента, а также определение состава и условий предоставления потребителям дополнительных услуг);
• формирование ценовой политики (обоснование установления ценовых надбавок к закупочным ценам товаров, разработка системы скидок);
• формирование политики продвижения товара (выбор средств рекламы и стимулирования сбыта, осуществление мероприятий но формированию имиджа магазина);
• формирование сбытовой политики (обоснование размещения магазина, решения по развитию сети, выбор методов продажи товаров, обеспечение рациональной планировки торгового зала и эффективной выкладки товаров);
• розничная продажа товара (выбор методов продажи, организация обслуживания покупателей, осуществление мероприятий по созданию привлекательной атмосферы тортового зала).