Вопрос 8.3.Политика в области труда и занятости

В соответствии с КРФ каждый человек имеет право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, т.е. принудительный труд запрещен. Гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на профессиональную консультацию и ориентацию, повышение квалификации, на отдых.

Работающему по трудовому договору гарантируется установление законодательством продолжительности рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Оплата не может быть ниже установленного законодательством минимального размера. Добровольная не занятость не может служить основанием, для привлечения к административной и иной ответственности. При прежней системе государство было основным работодателем, и спрос на рабочую силу удовлетворялся путем организованного планового набора.

Целями государственного регулирования трудовых отношений является:

- содействие трудоустройству безработных и их материальная поддержка;

- повышение квалификации трудового потенциала страны;

- согласование решений в области развития экономики с основными мерами по регулированию рынка труда и социальной поддержке безработных.

Эти вопросы решаются на федеральном уровне – Правительством РФ, Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Всероссийским советом независимых профсоюзов с их отраслевыми и региональными службами и подразделениями, а так же другие заинтересованные органы государственной власти и МСУ, общественные организации и объединения. Общее управление возложено на Министерство здравохранения и социального развития РФ, которое вместе с подведомственными ему организациями, учреждениями и соответствующими органами СРФ образуют единую систему управления социально-трудовыми отношениями и разъяснения по применению нормативных актов в области труда и социальных вопросов в РФ.

Правовой основой государственного управления в сфере труда и занятости являются соответствующие ФЗ. В условиях рыночной экономики, а так же в силу социальной важности трудовые отношения нуждаются в квалифицированном государственном регулировании и обеспечении социального партнерства со стороны государства. Механизмом такого регулирования стали двух- и трехсторонние комиссии по разрешению трудовых споров.

Интересы трудящихся представляют общероссийские профсоюзы и другие уполномоченные работниками общероссийские представительные органы; предпринимателей – совет объединений работодателей; государство – органы исполнительной власти и Федеральное Собрание РФ.

Каждая сторона разрабатывает комплексные меры, необходимые для реализации принятых на себя обязательств, контролируемые секретариатом Российской трехсторонней комиссии.

В процессе реализации социального партнерства в отечественной практике сложилось определенное разделение функций между государством, предприятиями (работодателями) и профсоюзами, которое не всегда строго соблюдается. Результативность трехстороннего диалога возможна при четком разделении функций и ответственности партнеров. В функции государства входит создание законодательных актов, предусматривающих соблюдение минимальных норм и гарантий оплаты и условий труда, занятости, социальной защиты. В функции предпринимателей (работодателей) – создание благоприятных условий труда работникам, расширение занятости и обеспечение ее продуктивности, увеличение доли оплаты труда и себестоимости продукции (услуг) при соблюдении установленных норм и гарантий. В функции профсоюзов – защита экономических и социальных интересов трудящихся во всем их комплексе.

В России с 1992г. введена практика ежегодного заключения генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между Правительством РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов (иными уполномоченными работниками общероссийских представительных органов), работодателями (их объединениями).

Для обеспечения реализации Генерального соглашения Правительство РФ разрабатывает план мероприятий, обязательный к исполнению всеми федеральными органами власти. Контроль за выполнением плана мероприятий возложен на Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

В отдельных отраслях заключаются отраслевые соглашения, для чего формируются отраслевые комиссии. На отраслевом уровне признано целесообразным заключать трехсторонние отраслевые (тарифные) соглашения (между общероссийскими отраслевыми профсоюзами, иными уполномоченными работниками, общероссийскими органами представительной власти, работодателями, которым делегированы права на ведение переговоров и заключение отраслевых (тарифных) соглашений Минтрудом России, функции которого переданы Министерству здравоохранения и социального развития), которые регулируют вопросы социальных гарантий, занятости, условий труда, направления социально-экономического развития и заработной платы отрасли. Контроль за выполнением отраслевых соглашений осуществляется подписавшими сторонами. Каждой из сторон разрабатывается необходимый комплекс мер для выполнения обязательств.

На уровне СРФ действуют региональные соглашения, регулирующие социально-трудовые отношения и контролируемые соответствующим органом исполнительной власти СРФ. На уровне административно-территориального образования условия труда, социальные льготы и гарантии, связанные с его территориальными особенностями, регулируются территориальными соглашениями, заключаемые с участием соответствующего органа МСУ. На уровне предприятий, в учреждениях и организациях – коллективными договорами. При этом уровень минимальных гарантий последовательно повышается: от исходного – в генеральном соглашении и до максимального – в коллективных договорах.

В целях обеспечения государственного контроля за соблюдением законодательства о труде создана Федеральная инспекция при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, образующая совместно с отраслевыми и государственными инспекциями труда СРФ, районов и городов – единую систему контроля и надзора за выполнением трудового законодательства всеми предприятиями всех форм собственности.

Проблемы труда неотделимы от проблем занятости, так как занятость – форма реализации совокупной способности людей к трудовой деятельности. Занятость характеризует различные формы участия трудоспособной части населения в общественно полезной деятельности с получением соответствующих доходов. Регулируется ФЗ «О занятости». Большую значимость имеет Федеральная служба по труду и занятости России, комитеты и центры занятости СРФ, центры занятости районов и городов, не являющиеся структурными подразделениями исполнительных органов власти на местах. Они призваны осуществлять государственную политику занятости населения и смягчать проблемы безработицы.

Мероприятия, направленные на снижение уровня безработицы и повышения занятости населения:

- финансирование общественных работ;

- обучение незанятого населения основам предпринимательства;

- оказание содействия в выборе подходящей работы;

- поддержка неконкурентоспособных граждан (молодежи, инвалидов, женщин, людей предпенсионного возраста и др.;

- стимулирование работодателей;

- квотирование рабочих мест;

- другие мероприятия.

Управление отраслями социальной сферы.

Социальную сферу образуют оказывающие услуги населению учреждения и предприятия. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам.

Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а так же завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя.

Государство регулирует деятельность учреждений и предприятий социальной сферы с помощью правовых, финансовых и административных рычагов. Во многих случаях в социальной сфере не допускается приватизация или коммерциализация, и государство покрывает необходимые расходы по содержанию объектов в интересах гарантирования конституционных прав граждан.