Вопрос 4.Правовые основы государственного управления АПК и сельским хозяйством
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является головным органом в управлении сельскохозяйственным сектором и в продовольственном обеспечении, включая мелиорацию земель.
Минсельхоз России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального агентства лесного хозяйства.
Минсельхоз России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами.
Минсельхоз России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Основными полномочиями Минсельхоза России являются:
Ø вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие нормативные документы;
Ø принимает правила предоставления отраслевых субсидий и субвенций, порядок государственной регистрации селекционных достижений, порядок заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных растений, порядок учета зерна и продуктов его переработки, программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов агропромышленного комплекса и рыболовства и другие нормативные акты;
Ø обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
Ø осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;
Ø осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.
Минсельхоз России имеет право:
Ø запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам;
Ø привлекать для проработки вопросов научные и иные организации, ученых и специалистов;
Ø создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные;
Ø учреждать печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов, официальных объявлений, размещения других материалов.
Минсельхоз России возглавляет Министр, назначение и освобождение от должности возложено на Президента РФ по представлению Председателя Правительства РФ. На данный момент Министром сельского хозяйства является Гордеев Алексей Васильевич, на которого возложены следующие функции:
Ø правовое регулирование, разработка и представление в Правительство РФ проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента России и Правительства по проблемам:
Ø реформирование и финансовое развитие в агропромышленном комплексе и рыболовстве;
Ø государственная поддержка, техническое и технологическое обеспечение организаций агропромышленного комплекса и рыболовства;
Ø программы по развитию села, племенного животноводства и элитное семеноводства;
Ø использование земель сельскохозяйственного назначения;
Ø регулирование рынков сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия;
Ø производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
Ø изучение, сохранение, воспроизводство и использование водных биологических ресурсов и производственная деятельность в морских рыбных портах;
Ø обеспечение ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории РФ;
Ø охота и охотничье хозяйство.
Государственное управление агропромышленных комплексов субъектов РФ осуществляется министерствами сельского хозяйства, управлениями (департаментами) сельского хозяйства, комитетами (департаментами) продовольствия городов федерального значения, управлениями (отделами) сельского хозяйства районов, находящихся в структуре соответствующих администраций.
Органы гос. управления АПК субъектов РФ подотчётны Минсельхозу России по вопросам реализации федеральных программ и использования федеральных бюджетных средств. Назначение и освобождение от должности руководителей министерств (департаментов, управления) с/х и продовольствия субъектов РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Минсельхоз России.
Сельское хозяйство требует пристального внимания со стороны государственных органов и поддержки со стороны государства, а этим фактом объясняется практически самое большое количество нормативно правовых актов по регулированию сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями.
В Конституции РФ в статье 9 говорится об охране и использовании земли и природных ресурсов и что, они могут находиться в частной, государственной, муниципальных и других видах собственности.
Налоговый кодекс РФ предусматривает переход всех сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату единого сельскохозяйственного налога (налоговая ставка = (доход - расход)*6%) независимо от вида производимой сельскохозяйственной продукции на добровольной основе. Налог введен для облегчения налогового бремени, т. к. в него включены все основные налоги, кроме НДС, акцизов, НДФЛ, платы за загрязнение окружающей среды, государственной и таможенной пошлины, и ещё несколько налогов.
Статья 346.9 ч.2 НК РФ определяет, что налог уплачивается по ставке в расчете на единицу сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий. Размер налоговой ставки для налогоплательщиков, у которых сумма полученного дохода за налоговый период в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий более чем в 10 раз превышает ее кадастровую стоимость, увеличивается на 35 %. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе повышать (понижать) налоговую ставку не более чем на 25 % для отдельных категорий налогоплательщиков.
Статья 346.9 ч. 5 НК РФ устанавливает, что сроки уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода организациями и индивидуальными предпринимателями увязываются со сроками подачи налоговых деклараций по итогам налогового периода данными категориями налогоплательщиков.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2001 N 830 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» (ред. от 23.12.2004) (разделы XVI - XXI, группы 84 - 97) установлены основные таможенные ставки на сельскохозяйственную продукцию и сельскохозяйственные машины, оборудование и технику.
ФЗ от 9 июля 2002 г. N 83 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» устанавливаются правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства.
ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» ст. 177-179 регулируют особенности отношений, связанных с анализом финансового состояния сельскохозяйственных организаций, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50% общей суммы выручки.
В частности, к таким организациям относятся предусмотренные ФЗ от 08.12.1995 г. N 193 «О сельскохозяйственной кооперации» сельскохозяйственные производственные кооперативы. Настоящий закон определяет правовые и экономические основы и регулирует отношения, связанные с созданием и деятельностью сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации РФ. Такие кооперативы создаются сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях удовлетворения своих экономических и иных потребностей.
ФЗ от 02.12.1994 г № 53 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» устанавливает общие правовые и экономические принципы и положения формирования, размещения и исполнения на договорной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории РФ, независимо от форм собственности.
В ФЗ № 178 от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного муниципального имущества», устанавлены организационные и правовые основы преобразования отношений собственности в РФ посредством приватизации государственного и муниципального имущества в целях повышения эффективности экономики, а также в целях ее социальной ориентации, улучшения платежного баланса РФ, осуществления протекционизма по отношению к российским товаропроизводителям.
Кодексом РФ об административных правонарушениях устанавливаются основные правонарушения и меры борьбы с ними, штрафы и взыскания.
Ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за не использование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом. За указанное правонарушение может быть наложен административный штраф: на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ, на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ.
ФЗ от 7 июля 2003 г. № 112 «О личном подсобном хозяйстве» определяет статус личного подсобного хозяйства, взаимные права и обязанности его членов и государства.
В ФЗ от 11 июня 2003 г. № 74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве установлены правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности КФХ и гарантирует гражданам право на создание КФХ и их самостоятельную деятельность.
ФЗ от 21 декабря 2004 г. № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определяет правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, состав и порядок подготовки документов для перевода.
Постановление Правительства РФ от 4 августа 2005 г. № 491 «О мерах по обеспечению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна» утверждены основные направления по обеспечению государственного контроля за качеством и безопасностью зерновых культур.
В регулировании рынка сельскохозяйственных земель основополагающим правовым актом является ФЗ № 101 от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Для обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения проводятся: агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные, противоэрозионные мероприятия, а так же целевые программы в области обеспечения плодородия земель. Все это представлено в ФЗ от 16 июля 1998 г. № 101 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
К путям усовершенствования относится ФЗ от 21 июля 2005 г. № 108 «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи».
Перепись необходима, чтобы скорректировать государственную сельскохозяйственную политику, успешно решать социально-экономические проблемы сельского населения. В ходе переписи получена информация о земельных и трудовых ресурсах, посевных площадях, поголовье скота и птицы, товарности сельхозпродукции. Кроме того, в программу переписи была включена группа показателей о правах собственности и формах пользования земельными участками, а также касающихся демографии и трудовой занятости сельского населения. Особенно важно, что была получена информация по муниципальным образованиям, которой на момент переписи не обладал никто, даже главы сельских администраций. Это имеет большое значение еще и в связи с реализацией закона о местном самоуправлении.
Объектами Всероссийской сельскохозяйственной переписи являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками, пользователями, владельцами или арендаторами земельных участков, предназначенных или используемых для производства сельскохозяйственной продукции, либо имеющие поголовье сельскохозяйственных животных. Участие в сельскохозяйственной переписи и представление сведений, подлежащих включению в переписные листы, являются обязательными для юридических лиц - объектов сельскохозяйственной переписи. Для физических лиц такое участие является общественной обязанностью. Устанавливается перечень сведений о физических лицах - объектах сельскохозяйственной переписи, а также определяется процедура их сбора.
Сведения, полученные в ходе Всероссийской сельскохозяйственной переписи, используются лишь в целях формирования федеральных информационных ресурсов об основных характеристиках и структуре сельского хозяйства и не могут быть использованы в иных целях. Особое внимание уделяется вопросам конфиденциальности предоставляемых сведений и ответственности должностных лиц за их несанкционированное или нецелевое использование. Всероссийская сельскохозяйственная перепись проводится не реже чем один раз в десять лет.
Несмотря на это в нормативно-правовой базе имеются существенные пробелы. Это касается, в частности, вопросов реструктуризации задолженности сельскохозяйственных предприятий, правового статуса интегрированных структур (прежде всего холдингов), кооперации в сфере кредитования и страхования и т. д.
В связи с этим требуются дополнительная разработка и принятие нормативно-правовых актов, которые позволят сформировать целостную систему аграрного законодательства и устранить пробелы, противоречивость действующего.
Требуют законодательного решения вопросы регулирования продовольственного рынка, формирования рыночной инфраструктуры, развития сельских территорий и социальной инфраструктуры села и др.
Процессы кооперации в АПК сдерживаются слабой правовой отрегулированностью. Нужны федеральные законы «О кредитной кооперации» и «О сельских страховых кооперативах».
Несмотря на высокую эффективность и значимость холдинговых формирований (особенно с позиций привлечения инвестиций и улучшения финансового состояния сельскохозяйственных организаций — участников холдинга), до сих пор нет правовой основы для их создания в сфере АПК. Необходим Федеральный закон «О холдингах».