Вопрос 3. Контроль за обеспечением государственных интересов во всех сферах государственной политики

В целях реализации плана федеральные исполнительные органы до начала квартала представляют в Правительство разработанные на основе послания Президента РФ и планов Правительства предложения, которые содержат:

1. Наименование вопроса и обоснование необходимости его рассмотрения на заседаниях Правительства.

2. Общую характеристику и основные положения вопроса на рассмотрение.

3. Форму решения Правительства.

4. Перечень соисполнителей для подготовки вопроса к рассмотрению на заседании.

5. Дату рассмотрения.

В результате формируется план заседаний Правительства РФ, где по каждому вопросу указываются органы исполнительной власти, ответственные за их подготовку.

Государственная политика, получившая легитимное выражение в правовых актах, плановых и других документах становится основой принятия решений и их выполнение с последующей оценкой.

В реализации решений по обеспечению государственной политики принимают участие все ветви власти и уровни органов управления, а также неправительственные организации, заинтересованные в соответствующих ее направлениях.

Главную роль в реализации государственной политики играют органы исполнительной власти от центральных до местных структур. Федеральными Законами и Положениями определены цели, функции и структура министерств и ведомств, их ответственность за проведение государственной политики в определенной сфере деятельности. По отдельным направлениям государственной политики создаются специальные органы, призванные координировать усилия министерств и ведомств по реализации принятых решений, осуществлять контроль за обеспечением государственных интересов во всех сферах деятельности.

Контролю подлежат все сферы и уровни деятельности, где в той или иной степени затрагиваются интересы государства, права и обязанности граждан, не исключая и органы власти. Различают:

- общий (охватывает всю деятельность подконтрольных объектов);

- специальный (по какому либо конкретному вопросу);

- внутренний (осуществляется собственными силами ведомства, министерства);

- внешний (осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого объекта).

Контроль и проверку исполнения органами власти РФ и СРФ, их должностными лицами, а также организациями Федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ - самостоятельное подразделение Администрации Президента РФ.

Правительство РФ на заседаниях регулярно заслушивает отчеты руководителей федеральных органов исполнительной власти о ходе исполнения поручений Президента РФ и состоянии исполнительной дисциплины.

Для повышения ответственности должностных лиц органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ за безусловное и своевременное исполнение поручений Президента РФ вводится система упреждающего контроля. Т.е. руководители этих органов обязаны заблаговременно предоставлять в контрольное управление Президента РФ информацию о принятых мерах по исполнению поручений Президента РФ с последующим докладом в установленные сроки об итогах проведенной работы. По результатам проверок вносятся предложения по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти, привлечении виновных должностных лиц к ответственности.

В решении задач государственной политики большую роль играет Комиссия Правительства РФ по оперативным вопросам. Это постоянно действующий орган Правительства, который рассматривает текущие и перспективные вопросы, связанные с экономической реформой, социальной политикой, развитием предпринимательства, государственной собственностью, координацией деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществлением контроля за ходом исполнения решений Президента РФ и Правительства РФ.

Комиссия имеет право заслушивать отчеты федеральных органов исполнительной власти, создавать временные рабочие группы для проработки предложений по отдельным проблемам, получать необходимую информацию. Заседания комиссии проводятся не реже 2-х раз в месяц, решения которых являются обязательными для федеральных органов исполнительной власти. Состав комиссии утверждается Президентом. Возглавляет комиссию 1-й зам Председателя Правительства РФ.

Функции государственного контроля выполняют в той или иной степени также большинство федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с законодательством государственные органы наделяются полномочиями по правоведению проверок деятельности юридических и физических лиц. Особо контролируются отдельные направления деятельности:

1. Горный и промышленный надзор.

2. За использованием государственных средств и собственности (приоритетное направление).

3. Противопожарная служба и т.д.

Государственный финансовый контроль осуществляет Счетная палата РФ, Банк России, Министерство финансов РФ (Главное управление федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление), контрольно-ревизионные подразделения министерства по налогам и сборам РФ и Государственного таможенного комитета РФ, иные органы.

Счетная палата образуется Парламентом и является постепенно действующим органом, осуществляющим финансовый контроль. Состоит из Председателя, его зама, аудиторов, своего аппарата. Подотчетно Парламенту. Счетная палата контролирует своевременность исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, проводит финансовую экспертизу проектов законов, нормативных актов, связанных с расходами из федерального бюджета. Контрольные полномочия счетной палаты распределяются на все государственные органы и их аппараты, на федеральные внебюджетные фонды и на органы МСУ, если они получают и планируют средства из федерального бюджета или управляют федеральной собственностью, а также, если имеют налоговые льготы, предоставленные органами государственной власти.

В целях повышения эффективности государственной бюджетной политики образована единая центральная система органов Федерального казначейства. В нее входит:

- Главное управление Федерального казначейства Минфина России;

- его территориальные органы по СРФ, городам, регионам.

Органы казначейства подчиняются своему вышестоящему органу и начальнику Главного управления Федерального казначейства Минфина России. На органы казначейства возложены следующие функции: контроль за исполнением бюджета РФ, внебюджетными (федеральными) средствами; оперативное управление государственными ресурсами; обслуживание совместно с ЦБР государственного внутреннего и внешнего долга и др.

Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ в СРФ осуществляет государственный финансовый контроль за своевременным и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета и других федеральных средств. Оно проводит ревизии поступления и расходования средств, документальные ревизии, организации любых форм собственности по постановлениям правоохранительных органов.

Контроль финансовой деятельности осуществляется также с помощью бухгалтерского и статистического учета.