Вопрос 3. Особенности государственного управления в США: структура органов законодательной, исполнительной и судебной власти и порядок их формирования.

 

США является Президентской республикой, по форме государственного устройства - федерацией, в которой взаимоотношения между Президентом и Парламентом строятся на принципе разделения власти, который является основой организации и взаимодействия центральных органов власти (принцип был, выдвинут прогрессивными юристами XVII – XVIII вв. для предупреждения опасной концентрации законодательной, исполнительной и судебной властей в одних руках).

Этот принцип в США означает, что законы вправе издавать только Конгресс, а исполнительная (Президент) и судебная власть должны их исполнять и применять. Президент может наложить вето, для преодоления которого требуется повторное принятие непринятого закона 2/3 голосов обеими палатами Конгресса, а Верховный суд США может объявить любой закон неконституционным. Таким образом, ограничивается и сдерживается деятельность Конгресса. Полномочия же Президента ограничены, сдержаны в процедуре назначения министров, судей, так как это происходит по совету и одобрению Сената. Президента могут отрешить от должности с помощью процедуры импичмента. В результате каждый орган препятствует превышению власти другого.

В соответствии с Конституцией США в руках Президента сосредотачиваются полномочия главы государства и главы исполнительной власти. Ограничено участие Конгресса в формировании Правительства. Также отвергается ответственность Правительства перед Конгрессом. За Президентом не признается право роспуска Конгресса. Не допускается совмещение должностей в различных ветвях власти.

Законодательная власть – Конгресс США.

Конгресс строится на двухпалатной основе (бикамерализм). Палаты американского Конгресса формально равноправны, но каждая из палат имеет специальную компетенцию и по-разному представляет население страны. (Палата Представителей – пропорционально численности населения штатов, а Сенат – на основе равенства представительства штатов). Статус Сената как верхней палаты подчеркивается более высокими требованиями к избранию его членов (по возрасту и стажу гражданства).

Конгресс США состоит из двух палат: палата представителей и палата сенаторов. Палата представителей является органом общенациональных представителей. В состав Палаты представителей входят 435 депутатов, которые избираются сроком на 2 года.

Верхняя палата – Сенат, является органом Правительства штатов. В состав Сената от каждого штата избираются по 2 депутата. Сенаторы избираются сроком на 6 лет, но каждые 2 года обновляется 1/3 состава, что придаёт особый статус постоянно действующего органа.

Заседание палат проводится открыто, но допускается проведение закрытых заседаний.

Руководство Палаты представителей возглавляет Спикер. Он избирается от партии большинства в начале I-ой сессии нового созыва. Спикер считается 3-им человеком в государстве после Президента и Вице-президента. Во главе Сената по Конституции стоит Вице-президент. Он может вести заседание палаты, однако, лишен права голоса. Но это не значит, что он его вообще не имеет. Его голос играет решающую роль в том случае, когда голоса сенаторов делятся поровну. Фактически полномочия Палаты осуществляет временный председатель, который избирается Сенатом для ведения дел Палаты в отсутствии Вице-президента.

Конгресс имеет разветвленную систему комитетов, которая включает:

· постоянные Комитеты Палат (17 – в Сенате и 22 – в Палате Представителей). Образуются по всем направлениям государственного управления (компетенция раскрыта в регламенте палаты). Они формируются из депутатов в том же партийном соотношении, что и в палатах. Председатель постоянного комитета – представитель партии большинства с наибольшим стажем пребывания в палате (считается очень высокой должностью в США). Имеют широкие права: вправе потребовать любую информацию от государственных органов, осуществлять надзор за деятельностью этих органов и т. д., главное – специализированная проработка законопроектов;

· объединенные – разрабатывают проекты законов, проводят совместные обсуждения некоторых вопросов;

· согласительные – для преодоления разногласий между палатами;

· «комитет всей палаты» - в Палате Представителей – для рассмотрения финансовых биллей, в Сенате – международных договоров.

В Конгрессе существует разветвленная система вспомогательных органов:

· генеральное отчетное управление;

· управление технологических оценок;

· бюджетное управление Конгрессом;

· исследовательская служба Конгресса;

· законодательный совет и совет по законодательному пересмотру.

Компетенция Конгресса США может быть разделена на общую и специальную. Общая осуществляется 2-мя палатами (принятие законов и резолюций). Специальной - обладает каждая палата в отдельности. Конгресс имеет право:

1. Вводить и взимать пошлины, налоги, сборы и акцизы для того, чтобы выплачивать долги, обеспечивать совместную оборону и общее благоденствие.

2. Принимать федеральный бюджет.

3. Занимать деньги под гарантию.

4. Регулировать торговлю с иностранными государствами.

5. Чеканить монету и регулировать её ценность.

6. Предусматривать ответственность за подделку ценных бумаг и находящихся в обращении монет США.

7. Упреждать почтовые службы и почтовые дороги (контролировать).

8. Содействовать развитию науки.

9. Упреждать суды нижестоящие по отношению к Верховному суду США.

10. Объявлять войну, решать вопросы формирования и содержания армии и флота.

11. Формировать и содержать армию, создавать и обеспечивать флот.

12. Осуществлять исключительную законодательную власть по всем вопросам в отношении того округа, который вследствие уступки отдельным штатам и её принятия Конгрессом станет местом пребывания Правительства США.

13. Выдвигать импичмент Президенту, судьям.

Исполнительная власть в США.

Правительство кабинетов и Совета министров, в том значении, которое оно имеют для большей части государств, в США не существует.

В США исполнительную власть в целом осуществляет Президент. Президент независим, он неподотчетен и неподконтролен Конгрессу. Согласно Конституции США, Президентом может быть избран любой гражданин США, старше 35 лет и проживающий на территории США не менее 14 лет.

Вместе с Президентом избирается Вице-президент, они принадлежат к одной и той же партии, но не могут быть жителями одного штата. Президент избирается на 4 года и не более чем на два срока подряд. В случаях преждевременной смерти или отставки прежнего Президента, президентский пост занимает Вице-президент. Общий срок его полномочий должен быть не более 10 лет. Президент выбирается коллегией выборщиков (538 человек). Для избрания Президента и Вице-президента необходимо большинство голосов выборщиков. Если ни один из трёх претендентов не набирает большинства голосов, то Президент избирается палатой представителей.

В Палате представителей голосование проводится по штатам, причем в независимости от численности депутатов, каждый штат имеет 1 голос. Побеждает тот, который набирает большинство голосов штатов.

Компетенция Президента США весьма обширна. В неё входит следующий круг полномочий:

1. Президент принимает самое непосредственное участие в законодательных процессах, все принятые Конгрессом Билли направляются на утверждение Президенту. В случае не подтверждения Билля, он идет на доработку в Конгресс. Большинство подзаконных актов Президент издает самостоятельно, причем часть из них, по своему значению, приравнивается к законам, созданных конгрессом. Президент имеет право издавать служебные виды актов:

· исполнительные приказы;

· правила и положения;

· прокламации;

· планы реорганизации.

2. Помимо нормотворческой деятельности Президент обладает правом назначения на высшие государственные должности. Это происходит по совету и согласию Сената.

3. Так же Президент обладает широкими полномочиями в области политики:

· освобождает и назначает послов;

· освобождает и назначает иных полномочных представителей, консулов;

· имеет право заключать международные договоры, которые должны быть одобрены Сенатом;

· имеет право заключать исполнительные соглашения.

Президент стоит во главе огромного внешнеполитического аппарата – Государственного Департамента. Это дает ему самостоятельность в решении многих вопросов без согласия Сената.

Исполнительные органы власти.

В настоящее время система органов исполнительной власти включает такие звенья, как:

· исполнительный аппарат Президента;

· кабинет и департаменты;

· исполнительные (независимые) агентства – около 650, напоминают министерства. Наиболее значимые агентства: информационное агентство; агентство национальной безопасности; федеральная резервная система и т. д.;

· правительственные корпорации.

Исполнительное управление Президента было образованно в 1939 году. Основными его функциями были: консультирование Президента, разработка общего политического курса и координация деятельности различных звеньев. В состав исполнительного управления входят (около 2000 чел.) (первые три управления считаются самыми важными):

1. Совет национальной безопасности;

2. Совет по внутренней политике;

3. Совет по международной экономической политике;

4. Служба Белого дома;

5. Служба Вице-президента;

6. Административно-бюджетное управление;

7. Совет экономических консультантов;

8. Управление по качеству окружающей среды;

9. Управление по науке и технологии;

10. Административная служба и др.

Особое место в структуре органов исполнительной власти занимают независимые агентства и независимые корпорации. К их числу относятся: ФБР, ЦРУ, комиссия по гражданским правам, федеральная комиссия по выборам, комиссия международной торговли.

Судебная власть в США.

Особенностью судебной системы является дуализм, т.е. на территории каждого штата действуют суды данного штата и федеральные суды. Конституция США закрепляет только статус Верховного суда, а компетенция нижестоящих судов определяется текущим законодательством. В настоящее время федеральная судебная система имеет трёх звеньевую структуру:

1. районные;

2. апелляционные (окружные) суды;

3. Верховный суд США.

Верховный суд.

В состав Верховного суда входят 9 судей, назначаемых Президентом с согласия Сената, пожизненно. Верховный суд работает по сессии. Руководит работой Верховного суда Председатель. Особую роль в суде занимает Генеральный Солистр, который назначается председателем по совету и согласию Сената, для представления в федеральных судах интересов США. Верховный суд ежегодно рассматривает около 1000 дел. Юрисдикция Верховного суда подразделяется на первичную и апелляционную.

Апелляционный (окружной) суд.

В настоящее время в США их 13. Все они, кроме одного, построены по территориальному принципу и охватывают от 1 до 10 штатов и территорий, а 13-ый федеральный апелляционный суд имеет общую юрисдикцию. Их председатель назначается Президентом пожизненно. Количество судей от 4 до 23. Территориальные апелляционные суды рассматривают апелляции на решения окружных судов за исключением тех дел, которые подведомственны Верховному суду США.

Районный суд.

Это нижняя ступень федеральной судебной системы. На территории США действует 89 окружных судов. Кроме того, на других территориях подведомственных США созданы ещё 5 окружных судов. Судья назначается Президентом, по совету и согласию Сената, пожизненно. Судьи окружных судов подведомственных территорий назначаются на 10 лет. В состав федеральных окружных судов входят от 1 до 27 судей в зависимости от числа судебных дел. Руководит деятельностью окружных судов Председатель, избираемый из судейского корпуса данного окружного суда. Окружные суды рассматривают дела первой инстанции.

Специальные федеральные суды:

- претензионный суд (рассматривает имущественные иски к Конгрессу и Правительству США);

- суд по таможенным и патентным делам;

- налоговый суд;

- суд по делам военнослужащих.

Эти суды имеют отдельную компетенцию с правом вынесения окончательных приговоров и решений, но сохраняется апелляционная юрисдикция Верховного суда США.

Судебная система штатов.

Такая система создается в каждом штате на основе конституции этого штата. Поэтому судебная система штатов очень отличается друг от друга. В судах штатов рассматривается подавляющее большинство всех уголовных и гражданских дел в стране.

Общей чертой судебной системы в каждом штате является то, что они состоят из нескольких инстанций (трех или четырех):

1. Низшие суды (мировые суды, суды магистратов, полицейские суды, суды мэрии и др.) рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела.

2. Суды первой инстанции (суды графств, округов, городские суды и др.) рассматривают основную массу уголовных и гражданских дел.

3. Апелляционные суды (промежуточные) действуют в крупных штатах и выполняют надзорную функцию за нижестоящими судами, рассматривают дела о выборах.

4. Высшие (верховные) суды – высшая судебная инстанций штата.

Избирательная система в США.

Согласно Конституции избирательная система (Президента и Конгресса) устанавливается законодательным органом самого штата. Отсюда и разнообразие избирательных систем в США. Чтобы ввести единообразные нормы для всей страны необходимо каждый раз вносить в Конституцию соответствующие поправки (касаются главным образом пассивного избирательного права).

Системы выдвижения кандидатов:

1. Петиционная – наиболее простая; требует, чтобы под документом (петицией) о выдвижении кандидата было собрано установленное законом определенное число подписей избирателей. Эффективно для органов МСУ.

2. Архаичная – на партийных собраниях и съездах (конвентах) различных уровней выдвигаются кандидаты. Эта система долго доминировала, но вызывала критику вследствие неограниченного засилья партийных боссов, полного отстранения рядовых членов партии, поэтому на выборах Президента и губернатора штата она была заменена на сложную систему.

3. Система первичных выборов (праймериз) – существует в большинстве штатов. Избиратели штата утверждают партийного кандидата на пост Президента, которого данная партийная организация обязана представить национальному съезду партий. Этот съезд и отбирает одного кандидата для участия во «вторичных», то есть непосредственно в выборах Президента. Первичные выборы длятся с февраля по июнь каждого выборного года.

Результаты почти всех выборов определяются по мажоритарной системе относительно большинства, то есть побеждает тот кандидат, который получил хотя бы на один голос больше другого кандидата. В США не установлено процентное число избирателей, при неявке которых выборы признаются несостоявшимися.

Президент избирается косвенным путем, так как избиратели голосуют за коллегию выборщиков, которые затем избирают Президента. В каждом штате избирается столько выборщиков, сколько от него избранно сенаторов и членов палаты представителей. В дополнение к этому от столицы выбирается три выборщика. Все выборщики от штата принадлежат (представляют) одной партии, так как каждая политическая партия выдвигает полный список кандидатов, и избиратели голосуют не за отдельную личность, а за список. Для победы списка достаточно относительного большинства голосов избирателей. Коллегия никогда не собирается в полном составе, так как выборщики голосуют за конкретного кандидата, оставаясь в столицах своих штатов. Это происходит в первый понедельник после второй среды декабря. Результаты голосования подписываются в штате и отправляются в сенат, где третьего января объявляют президента. Выборщики обязаны голосовать только за кандидата той партии, по списку которой они были избраны. Когда группа выборщиков (между тремя или более кандидатами) не обладает большинством голосов, то согласно 12 поправке, Президент избирается палатой представителей, а Вице-президент – Сенатом.