Вопрос 5. Развитие науки государственного управления в России и научные школы государственного управления.

В России до 1917 г. существовала школа административного права, которая исследовала проблемы ГУ. После окончания гражданской войны руководством страны была поставлена задача перестройки государственного аппарата на научной основе. Так как дореволюционная наука административного права не могла обеспечить этот процесс необходимыми научными знаниями, то возникла потребность в развитии науки управления. Для этого был создан ряд НИО (научно исследовательских организаций): например, Центральный институт труда (Гастев А.К.); Центральная лаборатория по изучению труда (Бехтеров В.М.) и т.д.

После Первой конференции под флагом НОТ (научная организация труда) начался период быстрого развития отечественной теории управления. Вокруг таких ученых как Гастев, Витке, Размирович, Бурдянский, Ерманский стали формироваться первые научные школы.

Исследования в области науки управления и административного права были прерваны в середине 30-х до 1938 г.

Поскольку возрождение науки управления не состоялось, исследование проблем государственного управления перешло к науке административного права. В течение более 20 лет наука административного права исследовала проблемы государственного управления.

В начале 60-х годов в нашей стране возобновились исследования проблем, но уже на новой основе. Условно можно выделить 3 направления, по которым развивались исследования вопросов управления:

1. общая теория социального управления (работы общефилософского характера);

2. государственное управление (в основном работы юристов по смежным областям);

3. управление производством (изучено ранее).

В мировой науке и практике сложились различные школы государственного управления:

- марксистская школа базируется на классовом подходе и рассматривает государство в качестве орудия политической власти господствующего в обществе класса. Этот класс осуществляет диктатуру, закрепляет и охраняет с помощью государства свои интересы;

- близко к данному направлению примыкает школа государственного управления. Это направление считает государство и его деятельность основной движущей силой исторического процесса.

На протяжении многих лет острые дискуссии вызывает определение роли и места государства в рыночной экономике. По этой проблеме сложились две крупные научные школы и множество модификаций на их базе.

Первая школа связана с именем английского ученого Кейнса, а другая с именем американского экономиста Фридмана.

Ценности, которые рассматривают эти школы, прямо противоположны. Кейнсианцы стоят за активное вмешательство государства в регулирование экономики, а другие выступают против широкого государственного вмешательства в экономическую жизнь. Кейнсианство часто называют государственным дирижером, где в роли дирижера (менеджера) выступает государство и проводит на рынке активную политику, так как рынок не способен к самонастройке, не обеспечивает макроэкономического равновесия и нуждается в регулировании. Основным фактором равновесного развития выступает спрос, на который государство воздействует с помощью различных рычагов. Оно согласует долгосрочные и краткосрочные цели, интересы по иерархическим уровням развития, управляет уровнем экономики, проводит активную денежную, кредитную, налоговую политику, контролирует цели и издержки. Для оптимизации спроса поощряются инвестиции и занятость. Основное налоговое бремя переносится на зажиточные слои, также увеличиваются государственные закупки и запасы даже путем увеличения издержек, расходов, государственного бюджета, что повышает загрузку мощностей производства.

Условием сбалансированности служит устойчивая денежная система и свободная конкуренция. Сторонники этого подхода выступают против государственных инфляционных расходов, то есть за ограничение государственных инвестиций, социальных программ, субсидий, за твёрдые лимиты на денежную эмиссию и государственный займ, за повышение цен на товары и услуги, сокращение заработной платы для сокращения издержек и потребительского спроса.

Существуют различные методы хозяйствования, отличающиеся долей государственного сектора в экономике, размерами перераспределения средств через государственный бюджет. В зависимости от этого выделяют несколько моделей:

1. Саксонская – (страны Канады, США, Англии) характеризуется большой свободой предпринимательской деятельности.

2. Западно-Европейская – (Франция, Италия, Испания, Португалия) характерна большая доля государственного сектора в экономике.

3. Социально ориентированная – (Германия, Австрия, Голландия) подчёркнута социальная направленность государства.

4. Скандинавская – (Швеция, Норвегия, Дания) ярко выражена социальная направленность государства и частного капитала.

5. Портеналистская – (Япония) усиленное государственное регулирование и использование традиций в современном способе производства.