Вопрос 4. Основные принципы государственного управления.

Принцип – (от лат. – первоначально, основа) как понятие теории отражает в СГУ закономерности, отношения, взаимосвязи между ее элементами. Принцип есть фиксация результатов научного познания.

Принципы должны отвечать следующим требованиям:

1. отражать не любые, а только наиболее существенные, главные, объективно-необходимые закономерности, отношения, взаимосвязи;

2. характеризовать лишь устойчивые закономерности, отношения, взаимосвязи;

3. охватывать те закономерности, отношения, взаимосвязи, которые присущи ГУ как целостному социальному явлению, т.е. имеют общий, а не частный характер;

4. отражать специфику ГУ, его отличие от других видов управления.

Понятие «принцип ГУ» призвано в научной, а затем правовой форме отражать закономерности, отношения, взаимосвязи, объективно существующие в ГУ и имеющий особое значение для его организации и функционирования.

Между различными принципами можно обнаружить определенные противоречия и вместе с тем взаимодополнения и взаимопереходы.

Существенной особенностью принципов ГУ является выраженность и закрепленность их большей части в правовых нормах, что вносит конкретность, устойчивость в управленческие отношения. Другая часть закреплена в:

1. традициях, складывающихся в ГУ;

2. политических требованиях и установках, зафиксированных в программах и других официальных документах государства;

3. конституционных установлениях и других правовых нормах, закрепляющие формальные образцы управленческих отношений и действий субъекта и объекта управления;

4. научных рекомендациях практики управления;

5. политических, идеологических, нравственных ценностях.

Существует несколько классификаций принципов.

Классификация, приведенная А.И. Радченко и Г.В. Атаманчук:

1. Общие принципы (20): верховенство КРФ; народовластие (этот принцип устанавливает, что источником государственной власти в РФ является ее народ, волю которого реализуют представительные и исполнительные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления); принцип ответственности (этот принцип требует установления четкой ответственности должностных лиц и органов государственного управления за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных на них полномочий); принцип разделения властей; принцип федерализма; принцип делегирования полномочий и другие принципы.

2. Частные принципы – применяются в различных подсистемах или сферах общества (экономические; социально-политические; духовные и др.), а также при анализе общественных явлений, организаций, институтов.

3. Организационно-технологические (принцип единоначалия, иерархии, единства распорядительства и др.).

 

Классификация, приведенная Г.В. Атаманчук:

1. общесистемные принципы ГУ (присущи всей СГУ, отражают прочность зависимостей элементов СГУ);

2. структурные принципы ГУ (закономерности, отношения, взаимосвязи, которые организуют группы элементов СГУ):

- структурно-целевые, отражающие закономерности, отношения, взаимосвязи рационального построения дерева целей ГУ;

- структурно-функциональные - закономерности, отношения, взаимосвязи построения функциональной структуры ГУ;

- структурно-организационные - закономерности, отношения, взаимосвязи построения организационной структуры ГУ;

- структурно-процессуальные – дают представление об основных закономерностях, отношениях, взаимосвязях рационального и эффективного ведения управленческой деятельности органов государственной власти и МСУ.

3. специализированные принципы ГУ – существуют в различных подсистемах ГУ: территориальных, отраслевых, функциональных и др., особенно в специализированной государственной управленческой деятельности (принципы государственной службы, управления персоналом, информационного обеспечения ГУ, административного процесса и др.).